Не время для обещаний
Перспективы поставок газа в Европу так и не прояснилисьПроект строительства газопровода Nabucco переходит в виртуальность в связ...Перспективы поставок газа в Европу так и не прояснились
Проект строительства газопровода Nabucco переходит в виртуальность в связи с отказом Казахстана, Узбекистана и Туркменистана подписывать совместную декларацию о подготовке к строительству, считает Анна Анненкова. Аналитик ИК «Баррель» уверена, что Nabucco – проект «политического пиар-хода». Основная причина его недееспособности – это отсутствие ресурсов, а именно договоренностей о том, из каких стран будет поступать газ. «По проекту отсутствуют конкретные контракты и обязательства, а, ориентируясь только на декларацию о подготовке к строительству, ни один инвестор вкладывать такие огромные деньги в реализацию проекта не будет», – уверена г-жа Анненкова.
Аналогичное мнение в интервью «Капитал.kz» высказал старший аналитик нефтегазового сектора ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
«Исторически моя позиция относительно проекта была такой, что из-за ресурсной базы его, по большому счету, следует считать «мертворожденным». Однако эксперт отметил, что, с другой стороны, последние несколько месяцев на фоне небольшого конфликта между Россией и Туркменистаном, а также заявлений США о том, что они готовы снять часть с санкций с Ирана для наполнения трубопровода, разговоры о том, что Nabucco может быть построен по плану и в соответствии со сроками, возобновились.
Казахстан, Узбекистан и Туркменистан тем временем не подписали совместную декларацию о подготовке соглашения по строительству газопровода Nabucco. В рамках саммита «Южный коридор – шелковый путь» в Праге Европейский союз планировал достичь соглашений и обсудить вопросы строительства трубопровода. В столицу Чешской Республики приехали представители восьми государств Центральной Азии и Ближнего Востока: Азербайджана, Грузии, Турции, Туркменистана, Узбекистана, Египта, Ирака и Казахстана. США, Россия и Украина были приглашены в качестве наблюдателей.
Политическая декларация по итогам саммита должна была обеспечить Европу безопасными поставками газа из среднеазиатского региона и стран Ближнего Востока. Таким образом, европейские государства намерены снизить энергетическую зависимость от основного поставщика газа в регион – России.
Как утверждал аналитик Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, ключевой вопрос саммита – участие и решение со стороны Туркмении, на которую Европа в данном проекте возлагает особые надежды.
Однако Туркменистан, наряду с Ираком, Узбекистаном и Казахстаном отказались подписывать декларацию. В итоге в рамках саммита Евросоюз достиг соглашений с лидерами Азербайджана, Грузии и Турции. Организаторы саммита отметили важность достижения договоренностей с Турцией, которая в июне присоединится к строительству газопровода. Для Евросоюза это значительное продвижение в переговорах с турецкой стороной, открывающее возможности для выхода к энергетическим ресурсам Каспийского моря.
Как пишет rbcdaily, ранее Анкара выдвигала условия о дополнительной плате за прокачиваемый газ и около 15% газа требовала по сниженным ценам. Однако на этот раз, по данным источника, сторонам удалось договориться и приблизиться к заключению соглашений. Кроме того, желание присоединиться к Nabucco выразил Египет.
Анна Анненкова считает, что вся «загвоздка» саммита была в том, чтобы убедить центральноазиатские страны подписать серьезные контракты на поставку ресурсов в будущем. «У Евросоюза также имеется вариант поставок газа из Ирана, но в любом случае только на Иран ориентироваться они не будут, так как это достаточно рискованно», – рассказывает аналитик. Г-н Назаров отметил, что в связи с наличием у проекта проблемы наполнения ресурсами рассматриваются три основных поставщика– Иран, Туркменистан и Азербайджан. «После достижения договоренностей между Россией и Азербайджаном Ильхам Алиев говорил о том, что азербайджанский газ преимущественно пойдет через Киев, а не через Туркменистан. Однако после отказа Узбекистана, Казахстана и Туркменистана подписывать данный договор у Nabucco не остается поставщиков кроме Ирана, который, несмотря на все заявления США, является крайне нестабильным партнером», – комментирует аналитик.
Анна Анненкова тем временем уверена, что, по большому счету, вся надежда европейского газового проекта сосредоточена на туркменском и казахстанском газе. Аналитик заметила, что поскольку сейчас Казахстан и Туркменистан отказываются подписывать серьезные соглашения и налагать на себя обязательства, Nabucco «как был на бумаге, так на бумаге и останется».
Средняя Азия осторожничает
Как сообщает информационное агентство Интерфакс-Казахстан, у Казахстана сейчас имеется ряд причин для отказа поддержки проекта Nabucco. В числе основных причин были отмечены как экономические, так и геополитические факторы.
В ходе саммита страны Средней Азии заявили, что документ, представленный ЕС, недостаточно доработан. Источник пишет, что Казахстан намерен проанализировать проект с точки зрения его экономической эффективности, а также «дорожить геополитическими интересами» с учетом позиции России относительно проекта Nabucco и ее минувшего противостояния по газовому вопросу с Украиной. Следует отметить, что строительству Nabucco Россия противопоставляет другой газопровод – «Южный поток», – совместный проект российского «Газпрома» и итальянской ENI. Газопровод пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее его две ветви протянутся через Балканский полуостров в Италию и Австрию. По проекту трубопровод должен вступить в строй к 2013 году, его пропускная способность должна составить 30 млрд. кубометров газа в год. При этом объем инвестиций в проект оценивается около 25 млрд. евро. Россия при этом заявляет, что не против реализации проекта Nabucco, но «Южный поток» считает более реалистичным и важным не только для России, но и для стран-импортеров газа.
Среди причин отказа Казахстана в заключении договоренностей также было отмечено наличие у страны соглашений с Россией и Туркменистаном по строительству Прикаспийского газопровода. Кроме того, сегодня, прежде чем реализовывать крупные проекты, Казахстан требует урегулирования правового статуса Каспия.
Отказ среднеазиатских стран подписывать декларацию о подготовке к строительству следует рассматривать в качестве весомого удара по проекту, который был придуман европейскими странами в качестве рычага давления на Россию. «Теперь этот козырь потерян для Евросоюза в борьбе за независимость от российского газа. А если Туркменистан и Казахстан будут сотрудничать больше с Россией, это только усилит позиции российской стороны в переговорах с европейскими странами относительно поставок газа», – уверена аналитик ИК «Баррель». По ее мнению, даже если Иран сейчас подпишет контракты и пообещает поставить газ, в любом случае столь крупный инвестиционный проект будет оправдан только при том условии, если контракты и соглашения будут подписываться несколькими поставщиками.
Александр Назаров тем временем уверяет, что проект является долгосрочным и рассматривать его в качестве устойчивого фактора влияния на газовый баланс Европы не стоит, по меньшей мере, ближайшие лет десять. По мнению аналитика, сейчас в позиции среднеазиатских стран изменится многое. До стабилизации потребления газа в Европе и до стабилизации экспортных потоков через Россию и Среднюю Азию делать прогнозы относительно реализации газовых проектов сложно. «Сегодня все производители газа: и Россия, и Средняя Азия сокращают свою добычу из-за снижения мирового спроса. Когда спрос на газ стабилизируется на определенном уровне, станет ясно, какие свободные топливные ресурсы имеются в наличии у стран поставщиков», – комментирует эксперт. По его словам, эффективность строительства новых газопроводов, в том числе и Nabucco, будет определена в перспективе и только при наличии достаточного спроса. По прогнозам аналитика, окончательно ситуация прояснится в третьем квартале этого года, именно тогда «прояснятся перспективы «у большого европейского газового баланса и у всех потенциальных газопроводов соответственно».
А газа и нет
Как рассказывает Анна Анненкова, Nabucco нужен скорее европейским странам, чем поставщикам. По ее мнению, раньше странам Средней Азии была не очень выгодна полная зависимость от России, и они стремились к диверсификации маршрутов поставок. Как считает г-жа Анненкова, тогда и были подписаны некоторые соглашения о взаимопонимании по проекту Nabucco, которые давали «какую-то дистанцию от России и хотя бы видимый, небольшой суверенитет, а также налаживание связей с Европой». Но, как утверждает аналитик, сейчас у стран-поставщиков Средней Азии появился другой рынок сбыта – Китай, что и без Nabucco дает некоторую долю диверсификации.
В то же время Анна Анненкова уверяет, что газовых ресурсов у добывающих стран оказалось не так много и что сильно нарастить добычу, как оказалось, практически невозможно. Как сообщает информационное агентство «Интерфакс-Казахстан», министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев сообщил, что в Казахстане может возникнуть дефицит газа на внутреннем рынке уже после 2020 года. Согласно прогнозам энергетического ведомства, при этом ежегодном росте потребление газа населением составит 13%. Г-н Мынбаев уверяет, что при неутверждении реализации третьего этапа Карашаганакского проекта, а также при росте потребления газа населением и реализации огромного количества индустриальных проектов дефицит газа в Казахстане для поставок на внутренний рынок возникнет после 2020 года. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов, если Казахстан реализует третий этап проекта по Карашаганаку, то при всех прошлых допущениях дефицит газа наступит на 10 лет позже предыдущего прогноза.
По словам г-жи Анненковой, в сфере этих изменившихся условий Nabucco неумолимо теряет, и будет терять позиции. «В связи с нехваткой ресурсов пострадают некоторые направления, а с Китаем в этом случае связи гораздо сильнее. Китайская сторона готова финансировать проекты и строить, более того, газопроводы уже строятся, поэтому газопровод Евросоюза Казахстану не будет интересен», – уверяет Анна Анненкова.
Справка. Nabucco – проект строительства газопровода из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. По предварительным подсчетам, стоимость газопровода составит порядка 10 млрд. евро. Строительство первой очереди газопровода намечено на 2010-2012 годы. Первые поставки газа по нему ожидают в 2014 году, а через четыре года после введения в эксплуатацию пропускную мощность газопровода планируется довести до 30 млрд. кубометров газа ежегодно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.