Пить стали меньше

Объем рынка крепкого алкоголя в республике снизился на 20%Отечественный рынок крепких спиртных напитков снижает продажи. В некот...

Объем рынка крепкого алкоголя в республике снизился на 20%

Отечественный рынок крепких спиртных напитков снижает продажи. В некоторых регионах республики в первые месяцы 2009 года потребление сократилось более чем на 20%. Эксперты отмечают и переток покупателей в нижние ценовые сегменты. Причинами стали рост инфляции и снижение уровня жизни группы условного «среднего класса».

Прогнозируя эту ситуацию в начале кризиса, аналитики предсказывали активизацию в отрасли сделок слияния и поглощения. Но консолидации водочных активов пока не происходит, хотя на продажу выставлен целый ряд привлекательных в обычные времена предприятий. Об этом и многом другом «Капитал.kz» рассказал Амиржан Калиев, президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко».

– Амиржан Кашкарбаевич, как мировой финансовый кризис отразился на деятельности производителей алкогольной продукции?

– Отечественные производители алкогольной продукции находятся в очень сложной ситуации. Почти половина предприятий вынуждены приостановить свою работу, а остальные работают в полсилы или на треть. Сегодня большая часть отечественных производителей алкоголя оказались на грани разорения. Многие компании пока без особой огласки выставлены на продажу.

Мировой финансовый кризис отразился на таких составляющих: снижение покупательской активности населения, неплатежи, тяжелодоступность кредитных ресурсов и главное – нарастающий импорт алкогольной продукции. Если в былые годы удельный вес импорта крепкого алкоголя находился в пределах 6-8%, то за последние два года достиг почти 16% к общереспубликанскому объему производства. Для сравнения: в той же России импорт крепкого алкоголя не превышает 5%.

– С чем связан такой рост импорта?

– Это последствие того, что в Казахстане созданы самые комфортные условия для импорта алкогольной продукции: очень низкая плата за лицензию (всего 10 МРП, 1 МРП равен 1273 тенге), полное отсутствие контроля над качеством, несоблюдение требований к маркировке продукции, запрет в казахстанских СМИ рекламы и т.д.

В настоящее время деятельность импортеров никем не регулируется, нет контроля ни над количеством, ни над качеством. Уполномоченный орган в лице Налогового комитета Министерства финансов РК свои полномочия ограничил лишь в виде выдачи лицензий, то есть фактически роль лицензиара поменял на роль статиста, проводя лишь официальную госрегистрацию всех желающих заниматься этим бизнесом, обращая при этом внимание только на правильное оформление представленных документов. Не проверив качество, даже не увидев в глаза образцов завозимой алкогольной продукции, принимаются решения о выдаче лицензий. В результате этого количество импортеров у нас значительно превышает отечественных производителей.

К примеру, в той же России в целях защиты интересов отечественных производителей ограничена доля импорта алкогольной продукции до 10% общего годового объема реализуемой на территории страны алкогольной продукции. При этом доля алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должна составлять не менее 60% годового объема ввозимой на таможенную территорию РФ алкогольной продукции. Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации действует жесткое квотирование импорта алкогольной продукции, которое создает благоприятное условие развитию местного производства. Вот как Россия защищает свой алкогольный рынок, а всего этого у нас не было и нет.

Сегодня импортный алкоголь по стоимости занимает 30-35% от объемов денежных средств, находящихся в обороте алкогольной продукции. Эти многомиллиардные суммы утекают за рубеж. Импортируя продукцию, мы тем самым финансируем чужой бизнес. Нарастающий импорт вскоре может поглотить национальное производство.

– Амиржан Кашкарбаевич, насколько развита конкуренция в этом сегменте рынка?

– На самом деле конкуренция очень сильно развита, но в основном чаще всего нам приходится конкурировать не между собой, а с импортом. Хотя качество крепкой отечественной алкогольной продукции ничем не уступает импортной, а порой и лучше. Производим ее в большом ассортименте и в предостаточном количестве. Все наши заводы оснащены современной западной технологией и оборудованием, лабораториями для осуществления постоянного контроля качества выпускаемой продукции и самое главное – высококвалифицированными кадрами.

Только наша Ассоциация объединяет 30 крупных предприятий республики, которыми производится более 90% этилового спирта, 80% крепкой алкогольной и 32% винодельческой продукции от общереспубликанского объема производства.

– Каковы предпочтения казахстанцев в выборе алкоголя? Произошел ли, на Ваш взгляд, поворот от дорогих марок к более дешевым?

– Действительно, сегодня рынок производства элитного алкоголя у нас слабо развит. В условиях роста импорта водочной продукции, позиционирующей себя на нашем рынке как элитный алкоголь, производство его отечественным производителям мало привлекательно. Это связано с большими рисками неокупаемости произведенных затрат, отсутствием рекламы и невостребованностью основной массой населения.

Потребительская среда и культура потребления остаются важнейшими условиями развития рынка. Культура потребления элитного алкоголя остается на довольно низком уровне. Это связано с уровнем доходов населения и сложившимся менталитетом.

У нас по каналам продаж примерно 80% алкогольной продукции поступает через продуктовую розницу, а около 20% – через сеть гостиниц, ресторанов и кафе, что сильно отличается от европейского рынка, где потребление по указанным каналам распределено пополам.

По данным статистики, за прошлый год лишь 12-15% населения могли себе позволить купить дорогую алкогольную продукцию. А в условиях кризиса этот показатель пойдет к дальнейшему снижению.

– Какие, по Вашему мнению, необходимо создать условия для развития рынка элитного алкоголя отечественного производства?

– Только жесткое ограничение импорта и наличие соответствующей рекламы смогут создать условия для развития рынка элитного алкоголя отечественного производства.

Экспортная политика российских производителей алкоголя основывается на агрессивно проникающей в Казахстан через российские СМИ рекламе в обход всевозможных запретов. Таким образом, рекламная активность, проникшая в сознание казахстанских потребителей, сформировала у последних стойкое восприятие российско-украинской водочной продукции, как товаров премиум-класса, что подкрепляется их розничными ценами свыше 700 тенге за 0,5 литра. Однако парадокс «элитарности» импортируемой водки состоит в том, что львиную долю в ее цене занимают не затраты на производство высококачественной продукции, а транспортные и другие расходы.

На отечественном рынке часто встречается импортная водочная продукция, находящаяся на рынках стран-производителей в низко и средне-ценовых сегментах, но позиционирующаяся на казахстанском рынке в премиальном сегменте. Импортная алкогольная продукция в супермаркетах и крупных магазинах занимает привилегированное место, а в сети ресторанов, кафе и гостиниц – если не все, то свыше 90% объема торговли. Сиюминутная выгода торговых точек делает свое дело, ведь по стоимости проданная единица импортной алкопродукции заменяет 10-20 единиц отечественной продукции.

Кроме того, нашему населению порой не хватает патриотизма. Соревнуясь друг с другом, стараясь превзойти других, несмотря на свои материальные возможности, они покупают на торжества, возможно на последние деньги, более дорогую алкогольную продукцию. Лишь бы не говорили, что он скупой. Наш менталитет доводит население до того, что даже если у него нет денег, то он займет у близких и постарается провести любое мероприятие на своем «высоком» уровне. В результате увеличивается не обоснованный ничем спрос на более дорогие по цене алкогольные напитки, что на руку импортерам.

– Амиржан Кашкарбаевич, какие основные проблемы на отечественном алкогольном рынке Вы сегодня видите?

– Одной из проблем сегодня остается находящаяся на рынке нелегальная алкогольная продукция. Ее удельный вес составляет порядка 35-40%, а это много. Нелегальный алкоголь – это алкогольные напитки, не обложенные налогами и зачастую сомнительного происхождения, без гарантий качества, и этим они очень опасны для здоровья людей. Для того чтобы успешно с этим бороться, нам нужно знать причины его возникновения и существования. Раз сегодня существует нелегальный алкоголь, значит, для него созданы благоприятные условия, и есть спрос со стороны населения.

По моему мнению, это последствие высокой налоговой нагрузки на предпринимателей. Из-за чего и предлагается очень простое решение – надо создать участникам рынка такие условия, чтобы им было гораздо выгоднее работать легально, чем в «тень». В сегодняшних условиях наши предложения, которые позволят снизить уровень «тени» в 2 раза, – это, по возможности, уменьшить ставку акциза со 100 тенге до 50 тенге за один литр водочной продукции, а также исключить существующую сейчас предоплату акцизного налога.

Уполномоченный орган в 2006 году ввел это требование ради облегчения своей работы, чем, не осознав это, нанес удар по отечественным добросовестным производителям алкогольной продукции. В течение последних двух лет по причине нехватки учетно-контрольных марок многие предприятия республики простаивали по 3-4 месяца. Кто ответил за понесенные убытки – никто.

Впредь, чтобы не допустить убытков, добросовестные легальные производители алкогольной продукции выбирают из двух зол меньшее: из-за сложности поставок учетно-контрольных марок закупают их в большом объеме, впрок, с запасом. При этом оплачивают в полном объеме акциз – десятки миллионов тенге и саму стоимость учетно-контрольной марки (2,7 тенге/шт.). Для данных целей зачастую вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент. Процесс реализации продукции дистрибьюторами длится от 3-х до 6 месяцев. То есть на совершение классического кругооборота требуется время, а акциз фактически уплачен еще на начальном его этапе, эти деньги изъяты из обращения. Получается, что на это время вложенные деньги заморожены. В условиях отсутствия других источников дохода это приводит предприятие к банкротству.

На мой взгляд, снижение ставки акцизного налога и исключение существующей системы предоплаты акциза создадут условия для максимальной легализации отрасли, бюджет не потеряет налоговых поступлений. Даже возможные, в первое время, небольшие потери сбора акцизного налога восполнятся за счет дополнительного поступления других видов налогов. Кроме того, этим разумным шагом со стороны государства мы сможем искоренить коррупцию в отрасли, обеспечить контроль производства и оборота высококачественной продукции, то есть внести определенную лепту в дело улучшения здоровья нации.

Данные меры помогут предпринимателям показать свои реальные объемы производства и товарооборота. Все получаемые средства можно будет законно использовать, то есть вкладывать на благо развития своего производства и своей страны.

– Какие, по Вашему мнению, меры со стороны государства стоит предпринять в условиях кризиса для решения проблем отечественных производителей алкогольной продукции и развития рынка алкогольной продукции?

– Я считаю, что если мы сегодня не примем жесткие ограничения на ввоз крепкой алкогольной продукции, то через год более половины наших предприятий прекратят свое существование. Это приведет к безработице десятков тысяч людей и усугубит социальную напряженность в обществе. К этому приходят сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, многие страны мира.

В условиях кризиса есть только один рецепт, позволяющий спасти своего производителя от разорения и сохранить рабочие места. Рецепт этот – возведение барьеров для ввозимых товаров. Государство обязано защищать своих граждан путем лоббирования отечественного производителя.

В создавшихся условиях правительству следует четко определить товары, в которых нуждается государство и которые может самостоятельно производить. Это придало бы отечественным товаропроизводителям второе дыхание и способствовало бы преодолению ими мирового финансового кризиса более окрепшими. Дефицита крепкой алкогольной продукции практически не будет, так как производственные мощности наших предприятий по производству водки и ликероводочной продукции используются только на 20-25%.

– Насколько известно «Капитал.kz», парламент страны готовится принять запрет на реализацию алкогольной продукции с 23 до 8 часов утра. Каким образом отразится это планируемое нововведение на деятельности производителей алкоголя?

– Вопрос борьбы с алкоголизмом не снимается с повестки дня – и это правильно. У нас пьют, в основном, безработные, и мы полностью поддерживаем усилия правительства максимально сократить численность данного слоя населения.

Инициатива Министерства здравоохранения РК и отдельных депутатов об ограничении продажи алкоголя в ночное время суток с 23 часов вечера до 8 часов утра, это, безусловно, благое намерение и, на первый взгляд, воспринимается положительно всеми, в том числе и производителями алкогольной продукции. Но к рассмотрению данного вопроса надо подойти очень серьезно. Исторический опыт показывает, что запретные меры хороших результатов никогда не давали. От такого решения люди не станут меньше пить, и практически это не повлияет на уменьшение объема употребления алкоголя. Как правило, в это время суток свыше 90% населения заняты сном, а оставшиеся 5-10% при желании найдут, где купить алкоголь.

Вместо этого следовало бы жестко ограничить употребление алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков, в общественных местах (на улицах, в парках, скверах, дворовых площадках и т.д.). При реализации алкогольной продукции необходимо строго соблюдать установленный возрастной ценз для покупателей. Усилить административные меры воздействия таким правонарушениям – путем внесения соответствующих изменений в Административный и Уголовный кодексы с ужесточением наказаний за злоупотребление алкоголем, что даст положительные результаты.

Наряду с этим надо улучшить воспитательно-идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи – учащихся и студентов. Всемерно прививать культуру пития. Например, французы в год употребляют в среднем на душу населения 63 литра только вина, не считая других видов алкогольных напитков, – это около 7,5 литра абсолютного алкоголя, то есть безводного спирта, и при этом они не проводят шумные кампании борьбы с алкоголизмом. У них свои культура поведения и менталитет, к чему мы должны стремиться более цивилизованным путем.

– Некоторые производители алкогольной продукции утверждают, что эта мера приведет к активизации нелегальной торговли спиртным. Согласны ли Вы с таким мнением?

– Я с этим абсолютно согласен. Возникнет опасность появления в это время суток так называемой «подковерной» продажи алкоголя сомнительного происхождения, опасного для здоровья людей. Этим самым, мы увеличим, не осознавая того, спрос на нелегальную алкогольную продукцию. Безусловно, это навредит взятому нами курсу максимальной легализации отрасли.

Новый законопроект на фоне мирового кризиса, с одной стороны, приведет к приостановлению деятельности предприятий (банкротству), росту безработицы, снижению налоговых поступлений и обострению социальной напряженности. С другой – предоставляет зеленый свет импортной продукции, возрождению подпольного алкогольного бизнеса, торговле суррогатной водкой, самогоноварению.

– Амиржан Кашкарбаевич, каков уровень потребления на душу населения в республике, и какие тенденции в этом сегменте рынка наблюдаются в настоящее время?

– Уровень потребления алкоголя на душу населения в Казахстане равен сегодня примерно 7 литрам абсолютного алкоголя. В последнее время наблюдается тенденция роста употребления слабоалкогольных напитков, объем рынка крепкого алкоголя снизился не менее чем на 20%.

Совершенно очевидно, что большая часть трудоспособного населения снизила употребление крепкого алкоголя, заменив его на более легкий. В частности, это объясняется и тем, что люди просто дорожат своей работой, должностью. Сейчас не время советского гуманного отношения работодателя к работникам, когда, мягко говоря, за злоупотребление алкоголем, в худшем случае, получали выговор и продолжали работать. Сегодня многие предприятия частные, и употребление алкоголя на рабочем месте и в рабочее время расценивается как один из наиболее тяжких грехов персонала и карается сурово, вплоть до увольнения.

Во-вторых, – из года в год увеличивается численность населения, особенно молодежи, строго придерживающихся религиозных мировоззрений, а у нас – ислам, идеология которого запрещает употребление алкогольных напитков. Сегодня мы частенько начали встречать праздничные застолья, торжества без спиртных напитков, которые заменили на шубат, кумыс и другие безалкогольные напитки. Если и есть на таких мероприятиях спиртные напитки, то объем их употребления, особенно в крупных мегаполисах, в несколько раз меньше, чем в былые времена.

И, наконец, благосостояние населения за последние годы значительно улучшилось, и количество автовладельцев выросло в десятки раз, 99% из которых не позволят себе употребление алкоголя за рулем и в предыдущие дни, перед поездкой, в связи с ужесточением административных мер за такое правонарушение. Это все еще раз подтверждает тенденцию снижения употребления крепкого алкоголя по сравнению с советским периодом.

– Как в целом сегодня Вы можете оценить состояние дел на казахстанском рынке спиртных напитков?

– Сегодня отношения к производителям алкогольной продукции со стороны государства и населения неоднозначны. Чувствуется стереотип определенного недоверия, вплоть до формирования негативного имиджа. На наш взгляд, это не совсем справедливо.

Я бы хотел со всей ответственностью заявить, что ни один легальный, имеющий лицензию производитель алкогольной продукции не ставит перед собой цель спаивать население. Мы ведь не одним днем живем, мы такие же патриоты своей страны, как и другие, создаем рабочие места, исправно платим налоги, производим востребованную обществом продукцию под отечественной маркой и всегда выступаем за установление в стране цивилизованного алкогольного рынка, за умеренное и культурное употребление алкогольных напитков.

– Амиржан Кашкарбаевич, что, по Вашему мнению, даст отечественным товаропроизводителям вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию?

– Казахстан до сих пор никак не может вступить в ВТО. Как уверяют нас чиновники, якобы это связано с тем, что переговорщики из Астаны отстаивают выгодные для страны условия. Но почему тогда в рамках Таможенного союза мы так легко подстраиваемся под соседей? Мы оглядываемся на Россию, но там помимо богатых недр налажено собственное производство.

На мой взгляд, благодаря Таможенному союзу может получиться так, что вместо «взаимных товарных потоков» в Казахстан хлынут более конкурентоспособные российские товары в обмен на имеющуюся в стране наличность.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤