Барьеры надо устранять
Из-за простоев на таможне стоимость грузоперевозок значительно увеличивается Сегодня главная задача достичь экономической эффект...Из-за простоев на таможне стоимость грузоперевозок значительно увеличивается
Сегодня главная задача достичь экономической эффективности перевозимых грузов как для Казахстана, так и для стран СНГ. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Абельгази Кусаинов, министр транспорта и коммуникаций Казахстана (МТК РК).
«В условиях стремительно развивающихся экономик обращать внимание на качество дорог и на барьеры, которые стоят на пути товаров, будут все чаще. И сейчас главная задача – достичь экономической эффективности перевозимых грузов на всем постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане, и тем самым развивать транзитный потенциал республики», – полагает г-н Кусаинов.
Кстати говоря, в конце прошлой недели Казахстан присоединился к Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур. Республика стала 60-ой договаривающейся стороной конвенции, которая предусматривает внедрение мировых стандартов в области упрощения процедур таможенного контроля.
Целями документа являются упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. С одной стороны, конвенция направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля. А с другой – чтобы эти меры не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, а также защиты внутреннего рынка. И чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками.
По мнению специалистов, в сложившихся условиях на первый план выходит совершенствование технологии пропуска груза через границу. И если государство научится устранять барьеры на границах, то автомобильный транспорт сможет быть вполне конкурентоспособным. Например, на каждой границе таможенники и пограничники проверяют грузы, исходя из безопасности и других мотивов, что существенно тормозит перевозку. В итоге такая задержка перекрывает накопленное за счет скорости преимущество во времени. Так, через Казахстан груз можно перегнать за 5 суток, а потом он застревает на границе на 10 дней и даже больше.
Как рассказал «Капитал.kz» Мартин Марми, генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU), около 40% времени коммерческих автоперевозок уходит на стоянки у пограничных переходов.
«В современном мире следует упрощать процедуры пограничного оформления, потому что стоимость грузоперевозок автомобильным транспортом значительно увеличивается из-за вынужденных простоев. И если мы упростим все эти процедуры, все будет намного дешевле. Я по Узбекистану и Казахстану, вообще по региону в целом много ездил на автомобиле. Удивительно, почему на дорогах грузовиков нет, а на границах стоят огромные очереди. То ли там проверки какие-то идут. Я понимаю, конечно, что безопасность государства – это важно, но такие проверки не должны создавать проблемы, они не должны прерывать поток транспорта», – пояснил генсек IRU.
Геннадий Шестаков, председатель совета Ассоциации таможенных брокеров, уверен: чтобы достичь экономической эффективности перевозимых грузов, необходимо улучшить не только условия в пропускных пунктах, но и в системе получения дозволов – договоров разрешения, на въезд в иностранные государства казахстанским транспортным средствам.
«Дорожная инфраструктура в республике оставляет желать лучшего. Например, крайне сложно преодолеть систему выдачи дозволов, которая в республике достаточно коррумпирована. Мы также проводили исследование между Россией и Казахстаном, оказалось, чтобы пройти обе границы – 2 пункта пропуска в течение 4 часов из Казахстана в РФ и обратно с обычным грузом, нужно отношения делать неформальными. Для этого там бегают по обеим сторонам границы так называемые разводящие, которым платишь деньги от $120-$150. А если не платить, то время прохождения таможенных процедур будет занимать от 4-8 часов рабочего времени – и это только на одном посту», – объяснил «Капитал.kz» г-н Шестаков. При таком подходе транзитный потенциал страны еще долго не будет развиваться.
В свою очередь Теодор Каплан, генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО), отметил, что за транзит бьются во всем мире, потому что этот вид бизнеса выгоден не только транспортным компаниям, но и государствам. К примеру, в странах Балтии до 30% бюджета формируется за счет поступлений от транзитных перевозок. Ежегодный доход от транзита грузов по дороге Москва – Санкт-Петербург, которая является частью международного транспортного коридора № 9, приносит России ежегодный доход свыше 50 млрд. рублей, а небольшая Голландия получает от своих дорог прибыли на $20 млрд. в год.
«В условиях кризиса республике необходимо осваивать региональный транзит, в первую очередь, за счет перевозок в Китай и обратно, потому что региональные перевозки дают втрое больше дохода, чем внутренние. В то же время грузы из западных и центральных регионов Китая тамошние транспортные компании стремятся направить на Запад по кратчайшему пути – через Казахстан. Уже сегодня из Китая транзитом через Казахстан осуществляются коммерческие перевозки автомобильным транспортом различных товаров в ряд стран Европы и Азии», – говорит г-н Каплан.
По его словам, находясь на стыке Европы и Азии на протяжении тысячелетней истории Великого шелкового пути, Казахстан был тем «мостом», который соединял торговые интересы Востока и Запада. Через республику проходили торговые караваны, следующие на крупные рынки Европы, Кавказа, Ближнего и Дальнего Востока. Сейчас та же история, мы по-прежнему на стыке торговых интересов целого ряда регионов. Дорога через Казахстан значительно сокращает для соседних стран расстояния и, соответственно, сроки доставки грузов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.