Кризис сплотил мировой туризм
или практические шаги развития отрасли как двигателя экономикиВ условиях глобального экономического спада мировой туризм сплочен...или практические шаги развития отрасли как двигателя экономики
В условиях глобального экономического спада мировой туризм сплочен как никогда ранее. Такое мнение выразил доктор Талеб Рифаи, генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), выступая на проходящей в Астане ХVIII сессии генассамблеи этой ведущей в мире туристской организации.
«В этих непростых условиях лидеры мирового туризма объединились для выработки адекватных мер новым вызовам и угрозам, среди которых определяющими остаются факторы преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса, изменения климата, техногенные и природные катастрофы», – отметил глава ЮНВТО.
В чем уязвимость?
Туризм, который сопротивляется лучше других секторов, уязвим для ухудшающейся экономической ситуации. После очень здорового старта, когда международный рост в международных прибытиях составлял в среднем почти 6% в первое полугодие 2008 года, спрос резко скатился вниз – на 1% между июлем и декабрем 2008 года. Прогнозы говорят об усилении этой тенденции в 2009 году – международные туристские прибытия упали на предсказанные 8-9% в течение первого полугодия этого года.
Во многих турцентрах рост внутреннего туристского рынка хотя и превзошел рост рынка въездного туризма, оказался недостаточным для компенсации сокращающегося международного спроса. «Эти результаты отражают серьезность последствий экономического кризиса, который поразил развитые экономики, то есть главные направляющие туристские рынки, и неукротимо и быстро распространился на рынки переходных экономик, которые в последние годы были одним из основных двигателей роста мировой экономики и туризма», – отмечается в аналитическом докладе «Дорожная карта, ведущая к восстановлению», где сосредоточена оценка состояния и перспектив развития туризма в среднесрочной перспективе, разработаны ответные меры, которые отрасль, с учетом региональных и национальных особенностей, должна принять как руководство к действию.
Согласно докладу, экономические условия, в сочетании с дополнительной неизвестностью, привнесенной в апреле вспышкой гриппа А (H1N1), будут, видимо, сказываться на туристском спросе, по крайней мере, в самом обозримом будущем. Хотя в оставшиеся месяцы 2009 года ожидается замедление темпов спада, в международном туризме, согласно прогнозам, произойдет снижение в этом году между -6 % и -4 %. И если прогнозы оправдаются, то это станет худшим результатом за многие десятилетия.
Во всех регионах, кроме Африки, прогнозируется отрицательный рост. Внутренние рынки, получившие от правительств во время кризиса сильные стимулы, покажут, вероятно, несколько лучшие результаты. Что касается малых и средних предприятий (МСП), составляющих основную часть сектора туризма, то они сталкиваются с возрастающими трудностями в связи с сокращением спроса и ужесточением условий получения кредита.
Между тем, как отмечается в докладе, долгосрочные перспективы будут позитивными, если сектор сможет подойти к решению своих проблем координированным и эффективным образом. Спрос останется на высоком уровне, учитывая постоянное его расширение в странах переходного периода, являющихся одновременно и туристскими направлениями, и направляющими рынками, равно как рост государственных и частных инвестиций в сектор. Но самым важным является тот факт, что деловые поездки и поездки с целью проведения досуга стали неотъемлемой частью образа жизни потребителей и практической деятельности компаний в сегодняшнем мире.
Явленные возможности
Между тем, как свидетельствует история, самые серьезные трудности содержат в себе и самые большие возможности. Сегодня мировые лидеры объединили свои усилия, что в любой другой момент в прошлом было бы немыслимым.
Поэтому, как отмечено в докладе, текущий кризис несет в себе ряд возможностей для сектора туризма. Это усиления сопротивляемости туризма и его экономической значимости путем увеличения инвестиций в людские ресурсы, в повышение знаний о рынке и в технологию и инновации. Во-вторых, максимальное использование ценностных сторон туризма в развивающихся странах, так как этот сектор для многих из них является одним из главных источников занятости и валютных поступлений. В-третьих, пересмотр существующих моделей развития и включения принципов устойчивого развития и перехода к «зеленой» экономике. В-четвертых, усиление сотрудничества между всеми участниками туристского процесса, а также регионального и субрегионального сотрудничества.
Непредсказуемый и глобальный характер текущего экономического спада в сочетании с долговременными нерешенными проблемами будут иметь существенные, хотя до сих пор не вполне ясные, последствия для потребителей и рынков. Нельзя исключать появления новых моделей оперативной деятельности, а на рынках наверняка произойдут изменения.
Дорожная карта
«Мы начали работу над этим важным для всей отрасли трудом, основанном на анализе ситуации по всему миру, но он не является простым научным или академическим документом – это, как уже видно по предварительной оценке, очень полезная в практическом отношении разработка, которая, я уверен, будет дополнена в ходе предстоящих дебатов на нашей генассамблее», - подчеркнул Талеб Рифаи.
Надо отметить, что «Дорожная карта, ведущая к восстановлению», является результатом работы созданного ЮНВТО в октябре 2008 года Комитета по восстановлению туризма, которым на основе мониторинга мирового рынка туризма в проведении антикризисных мер предложены практические шаги развития туризма как двигателя экономики и генератора реальной занятости, способного привести многие страны к «зеленой» экономике.
Как указано в этом документе, «Дорожная карта» содержит 15 рекомендаций, основу которых составляют три взаимосвязанные сферы деятельности: «сопротивляемость, стимулы, «зеленая» экономика», направленные на поддержку сектора туризма и мировой экономике».
Перед «Дорожной картой» поставлена цель показать, какой вклад туризм может внести в глобальные усилия по преодолению экономического кризиса посредством создания рабочих мест и стимулирования торговых обменов.
По словам Талеба Рафаи, сектор туризма выбран не случайно, поскольку «туризм это один из ведущих в мире создателей рабочих мест; ведущий экспортный сектор, особенно в развивающихся странах (30% мирового экспорта услуг ($1 трлн. в год) и 45% общего экспорта услуг в развивающихся странах), а также ключ к стимулам и переходу к «зеленой» экономике».
Авторы доклада предлагают сконцентрироваться на: мерах поддержки сохранения рабочих мест, усилении поддержки внутри регионов, изучении рынка и анализе его меняющихся тенденций, поддержки партнерских отношений и «сотрудничестве конкурентов». Здесь предполагается установление партнерских отношений между государственным и частным секторами, что поможет сохранению и созданию рабочих мест, модернизации процедур, упрощению законодательных актов и повышению производительности.
Кроме того, ведущую роль в приспособлении туризма к новым распространившимся экономическим условиям могут играть инновации.
Что касается стимулов, то один из них затрагивает сферу создания рабочих мест, особенно на МСП. Также туризм должен быть включен в программы стимулов (налоговые льготы, стимулирование экспорта, сохранение рабочих мест или повышение квалификации), в меры, способствующие торговле и развитию, и представлять интерес для развития индустрии.
Необходимым стимулом является и снижение налоговых и визовых барьеров, препятствующих росту показателей отрасли.
В отношении последней рекомендации, то по мере продвижения мира в сторону снижения выбросов углерода – основополагающей цели «зеленой» экономики - туризм может стать ведущим фактором перемен, стимулируя и создавая занятость в устойчивой деятельности.
Ключевым моментом здесь является идентификация «зеленых» программ и новых связанных с ними рабочих мест, а также предоставление соответствующей профессиональной подготовки.
Туристское сообщество, кроме того, должно постоянно выступать в защиту достижения свободной от воздействия углерода окружающей среды и неуклонно выполнять обязательства, принятые участниками Рамочной Конвенции ООН об изменении климата в отношении противодействия последствиям его изменения. А также нужно не только лидировать в процессе изменения продуктов/услуг, но и указывать путь к таким изменениям посредством проведения интенсивной коммуникационной деятельности. Это может стать неотъемлемым элементом внутренней и внешней работы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.