Обязательные для просмотра
Путеводитель по сокровищнице мировой культуры – музею ПрадоИспания – чудесная страна, по праву считающаяся музеем под открытым н...Путеводитель по сокровищнице мировой культуры – музею Прадо
Испания – чудесная страна, по праву считающаяся музеем под открытым небом. Сердце этой удивительной, совершенно неповторимой и всегда веселой страны бьется в самом крупном ее городе Мадриде. Лучше всего все величие и необычную красоту этого города передает любимая пословица его жителей: «Мадрид можно променять только на небо, да и то если там будет дырочка, в которую можно будет на него смотреть». Мадрид – это город, который необходимо увидеть своими глазами, а для того, чтобы узнать его, да и всю Испанию в целом, по настоящему, непременно, следует посетить сокровищницу мировой культуры – музей Прадо.
Безусловно, любой среднестатистический турист потеряется в этом по европейским меркам не очень большом музее (основная экспозиция состоит из 2000 полотен). Но есть в музее Прадо то, что можно назвать «обязательной программой» для любого честолюбивого туриста, приехавшего не для того, чтобы посещать магазины и рестораны, а за впечатлениями и эмоциями.
Музей Прадо открылся 19 ноября 1819 года как Королевский Музей живописи и скульптуры. В нем выставлены произведения, принадлежащие собранию испанских королей. Музей Прадо – один из первых музеев, созданных по образцу французского Лувра. Примечательно, что после национализации художественного достояния, принадлежавшего высшим слоям испанского общества, музей стал общедоступным, совмещая цели просвещения и досуга. Картины коллекции музея расположены в хронологическом порядке, начиная с эпохи Средневековья и Возрождения, и по школам живописи. Некоторым художникам, особо многочисленно представленным, отведены отдельные залы, в основном, это, конечно, испанские классики, такие как Гойя и Веласкес.
Пожалуй, самой удивительной и необычной картиной всего музея можно назвать триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Эта картина как-то сразу поражает твое воображение и не оставляет долгое время. Иеронима Босха по праву считают одним из самых загадочных и мало изученных художников за всю историю живописи. До сих пор, хотя прошло уже более пяти веков, не умолкают споры о смысловой наполненности его произведений. По одной версии Босха называют первым сюрреалистом, заметьте, сюрреалистом XV века, непременно связывая его имя с таким адептом этой школы живописи как Сальвадор Дали. Другие связывают его с такой еретической школой как адамиты, бурно развивающейся в то время. Третьи считают, что Босх занимался эзотерическими науками: алхимией, астрологией и черной магией. Конечно, тайна жизни и замыслов художника никогда до конца не откроется нам, а посему остается наблюдать гениальные произведения, принадлежащие его кисти, что само, согласитесь, не так уж мало.
«Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия. Эта картина составлена из мелких фрагментов, иллюстрирующих в левой створке – создание человека, в центральной части – его грехопадение, а в третьей – наказание за эти земные блага. Для того чтобы рассмотреть картину целиком, уйдет немало часов, которыми зачастую туристы не обладают, поэтому у многих возникнет желание иметь хотя бы ее репродукцию дома и долгими зимними вечерами спорить всей семьей, что же этим хотел сказать Босх.
Другим, не менее увлекательным и манящим художником в «обязательной программе» для музея Прадо является представитель германской школы Альбрехт Дюрер, а наибольший интерес, безусловно, вызывает его автопортрет. Дюрер, казалось, был охвачен неутомимой страстью изображать все, что его окружало, в том числе и самого себя. Хотя Дюрер был безусловным гением, ничто человеческое ему было не чуждо. Художника волновали его социальный статус и возможность остаться в веках, поэтому в то время когда многие из его современников не подписывали даже свои законченные картины, Дюрер оставлял роспись на всех своих эскизах. Художники, как известно, особыми богатствами и почетом никогда не обладали, а Дюрер изображал себя в костюмах вельмож. Автопортрет, выставленный в музее Прадо, считается первым самостоятельным опытом художника в этом жанре.
Где, как ни в Испании мы можем насладиться работами испанских мастеров, в число которых входит и Диего Веласкес. Пожалуй, самой примечательной из представленных в музее его картин является полотно, ставшее объектом бесчисленных интерпретаций (среди которых и картины Пикассо), «Менины, или Семья Филиппа IV». Многие современные исследователи сходятся во мнении, что Родригес де Сильва Веласкес, придворный живописец Филиппа IV, в своей картине «Менины» создал, по сути, кинематографический образ пространства и времени. Действие происходит в сокровищнице мадридского Алькасара, которая служит мастерской придворным художникам. Инфанта (наследница испанского престола) Маргарита, дочь Филиппа IV и Марианны Австрийской, вбегает в мастерскую, где Веласкес пишет портрет ее родителей, которые отражаются в зеркале на заднем плане картины. Большая часть героев полотна смотрят на зрителя, то есть на то место, где стоят король и королева Испании. Художник сделал все для того, чтобы, когда вы смотрели на этот шедевр мировой живописи, вы смогли ощутить себя если не царской особой, то хотя бы на ее месте.
Последние в списке картин, обязательных для просмотра в музее Прадо, конечно, произведения еще одного гения земли испанской Франсиско де Гойи «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Несмотря на широкую славу этих двух произведений, об истории их создания известно немного. На них изображена одна и та же женщина в одной и той же позе, осознающая свою привлекательность и провоцирующая зрителя. Вероятно, именно из-за подобного бесстыдства, больше чем из-за ее наготы, появилось название «маха» (кокетливая девица из простонародья), которое дала ей сама инквизиция. Интересно, что картин две, и рассматривать их можно только вместе, этого со всей очевидностью требует сам автор. Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространенным является мнение, что натурщицей была герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось ее аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей) не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда осталась ни опровергнутой, ни подтвержденной. Существует и противоположное мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнаженной». Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до ее смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причем «Маха одетая» висела перед «Махой обнаженной», которая могла быть показана с помощью специального механизма, в общем, развлекался, по всей видимости, премьер-министр и шокировал своих гостей.
Конечно, коллекция музея Прадо настолько обширна, что ее трудно уместить в обзоре одной статьи, но была попытка не описать все богатство, хранящееся в одной из лучших художественных сокровищниц Европы, а расставить акценты на тех произведениях, увидев которые, вы сможете с гордостью и нотками тщеславия сказать: я это видел.
Часы работы: Понедельник – выходной, Вторник – Воскресенье – с 9:00 до 20:00
Стоимость билета: 8 евро
Адрес: Paseo del Prado s/n. 28014, Madrid
Электронный адрес: http://museoprado.mcu.es