Англичане пошли своим путем
Лондонская Национальная галерея на две трети состоит из подарков частных лицВ мае 1824 года в столице Великобритании Лондоне, гд...Лондонская Национальная галерея на две трети состоит из подарков частных лиц
В мае 1824 года в столице Великобритании Лондоне, где до этого времени не существовало подобной коллекции, доступной для широкой публики, решением парламента была открыта Лондонская Национальная галерея. Коллекции большинства европейских музеев, таких, к примеру, как Уффици в Италии или Лувр во Франции, были сформированы на основе королевских и княжеских собраний. В Лондоне же коллекция монархов все еще оставалась их собственностью и украшала лишь королевские дворцы. В начале XIX века в Великобритании произведения искусства, доступные для широкой публики, были сосредоточены в трех культурных центрах: в Британском музее, основанном в 1753 году; в Далиджской галерее, открытой в 1814 году в Далидж-Коллидже, частном музее, где была представлена живопись XVII-XVIII веков; и, наконец, в Королевской академии, основанной в 1768 году как учебное заведение и место проведения выставок, не имеющее полотен крупных художников. В свете данных обстоятельств художественная общественность всей Великобритании, страстно желавшая поднять уровень английской живописи и вообще национальной художественной культуры, ратовала за создание Национальной галереи, которая по своему уровню соответствовала бы статусу, славе и мощи всей страны.
Датой создания музея принято считать приобретение государством частной коллекции из 38 картин финансиста Джона Джулиуса Ангенштейна, которая и стала основой собрания музея. Палата общин выделила для приобретения этой коллекции, в которую входило пять пейзажей Клода Лоррена, полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», картины «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, серию картин Ульяма Хогарта «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнольдса и «Деревенский праздник» Уилки, 60000 фунтов стерлингов. Одним из ревностных энтузиастов идеи создания галереи, еще до покупки собрания Ангенштайна, был сэр Джордж Бомон. Он передал в дар нации свое собрание картин, в которое входили такие знаменитые полотна, как: пейзаж Каналетто «Дом каменотеса», композиция Уэста «Орест и Пилад», картина Уилки «Слепой скрипач» и «Пейзаж с замком Стен» Рубенса, его примеру последовал и коллекционер Холуэл Карр. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих пор состоящей на две трети из подарков частных лиц.
Первоначально и вплоть до 1838 года музей располагался в доме Джона Ангенштейна, затем галерея была переведена на Трафальгарскую площадь, в новое здание в неоклассическом стиле по проекту архитектора Ульяма Уилкинса. Коллекция музея за счет государственных закупок, пожертвований частных лиц и организаций постоянно расширялась. Так, совсем недавно галерея пополнилась работами Сера, Бермехо, Дюрера, Альтдорфера. Галерея стремится к пополнению собрания работами итальянских мастеров XIV-XV веков. Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось и само здание музея: постройки производились в 1876, 1887, 1911, в конце 20-х и начале 30-х, 1961, 1975, 1991 годах. В ходе последней относительно недавней реконструкции 1961-1975 годов к зданию музея были добавлены северные крылья с отдельным входом. Крыло Сентсбери было торжественно открыто самой королевой. В настоящее время здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин из собрания музея, которое насчитывает более 2200 полотен.
В залах Лондонской Национальной галереи вы сможете насладиться великолепием и неподражаемостью творений великих западноевропейских художников под одной крышей. Итальянская коллекция располагает картиной Фра Беато Анджелико, прекрасными работами Антонио Пизанелло и Филиппино Липпи.
В стенах музея собрана отличная коллекция венецианской живописи, в которой представлены не только такие художники первого ряда, как Беллини и Мантенья, но и работы других прекрасных мастеров, например, Чима да Конельяно и Антонелло да Мессина. Лондонская галерея заслуженно гордится тем, что в ее коллекции представлены шедевры всех европейских школ с середины XIII до начала XX века. Другой предмет гордости – собрание работ Тициана, отражающее каждый творческий период великого мастера – от самых ранних работ (в которых его часто путают с Джорджоне) до поздних лет творчества. Что касается испанской живописи, то в стенах музея находится самая большая за пределами Испании коллекция картин Веласкеса, в том числе и его знаменитая «Венера с зеркалом» – единственное к тому же произведение великого мастера, изображающее обнаженную натуру. Кроме того, лондонской сокровищнице принадлежит и прекрасное собрание картин Рембрандта, причем в этих работах отражается вся жизнь великого художника. В галерее есть «Портрет Саскии в костюме пастушки» – первой жены Рембрандта, а в скромной картине «Женщина, купающаяся в ручье» мы можем узнать Хендрикье Стоффельс, его вторую жену. Присутствуют в собрании и портреты, написанные Рембрандтом незадолго до смерти.
Тот факт, что в музее собрано большое количество работ Ганса Гольбейна и Антониса ван Дейка не вызывает удивления, так как и тот, и другой были придворными художниками английских королей, и значительная часть их произведений осталась в Англии. Энтузиастам, которые, как отмечалось выше, приложили массу усилий по пополнению коллекции музея, удалось собрать достойную коллекцию работ «Малых голландцев». В ней есть и Адриан ван Оста-де, и Питер де Хох, и Герард Терборх. Галерея богата прекрасными пейзажами Якоба ван Рейсдаля.
Хранятся в музее и шедевры, которые были бы драгоценны для любого музея мира, – это произведения Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Франса Хальса, Яна Вермера Делфтского.
Интересен для посещения музея и тот факт, что живопись французской школы представлена в Лондонской Национальной галерее необычайно разнообразно. В собрании много работ Пуссена и Лоррена, представляющих академическую линию развития французской живописи. Но в галерее есть и работы братьев Лененов, с неистовой правдоподобностью изображающих нищету французских улиц. В коллекции галереи прекрасно представлен французский парадный портрет. Здесь и работа Филиппа де Шампеня, изображающая кардинала Ришелье, и прекрасный парадный портрет Антуана Пари кисти Гиацинта Риго – официального портретиста уже немолодого Людовика XIV. Французская художественная школа представлена в Лондонской Национальной галерее портретами кисти Энгра и Давида, работами Делакруа и Курбе, потрясающими зрителя цветовой насыщенностью и жизненной силой, проникнутыми лиризмом нежными пейзажами Коро и Добиньи. Галерея обладает также прекрасной коллекцией импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля Писсаро.
Наконец, в коллекции Лондонской Национальной галереи хранятся шедевры английской живописи. Хотя здесь стоит сделать оговорку, что основное собрание национальной живописи находится в Галерее Тейт. На рассвет английской живописи было отпущено немного времени. От прекрасных, немного консервативных работ Хогарта до пейзажей Тернера, уже смотрящих в живопись будущего века, прошло всего сто лет. Но за это столетие английские художники успели сделать многое. Среди полотен данного периода в Лондонской Национальной галерее можно найти две картины Уильяма Хогарта из серии «Модный брак»: «Свадебный контракт» и «Утро в доме молодых». Джошуа Рейнолдс, первый президент Королевской Академии художеств, представлен картинами: «Портрет адмирала Хисфилда, коменданта Гибралтарской крепости», «Портрет леди Кокберн с детьми», «Капитан Роберт Орм», «Анна, графиня Олбмарль», «Полковник Бэнестр Тарлтон». Работы гениального Томаса Гейнсборо, сумевшего с удивительным проникновением соединить в своих творениях пейзаж с изображением человека, представлены полотнами: «Водопой», «Лес Корнард», «Рыночный воз», «Портрет Сарры Сиддонс», «Дочери художника, бегущие за бабочкой», «Портрет четы Халлет» («Утренняя прогулка»), «Портрет четы Эндрьюс». Говоря об английском искусстве, было бы неполным не упомянуть бесчисленные изображения лошадей, в том числе мастерски выполненные художником и профессиональным коневодом Джорджем Стаббсом. Развитие английского пейзажа можно проследить по картинам Джона Констебла «Уэймутская бухта», «Телега для сена», «Кукурузное поле» и Джозефа Маллорда Уильяма Тернера «Гибель Смелого», «Снежная буря», «Дождь, пар и скорость – Большая западная железная дорога».
Великолепный город, в который хочется возвращаться снова и снова, такой как Лондон, заслуживает столь же великолепного музея, и он у него есть, это, бесспорно, Лондонская Национальная галерея, от прогулки по залам которой вы получите истинное эстетическое удовольствие.
Адрес: Trafalgar Square, London
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, по средам до 21.00.
Стоимость полного билета для взрослых: 12 фунтов.
Официальный сайт: www.nationalgallery.co.uk.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.