Если бюджету хорошо…
то что делать казахстанскому бизнесу?Выработан новый принцип распределения таможенных пошлин между странами Таможенного союза, с...то что делать казахстанскому бизнесу?
Выработан новый принцип распределения таможенных пошлин между странами Таможенного союза, согласно которому Казахстан будет получать 7,36% от общего объема таможенных пошлин, сообщил Умирзак Шукеев, первый вице-премьер Казахстана, на заседании комиссии Таможенного союза. Решение об окончательном утверждении распределения таможенных пошлин почти достигнуто. Именно этот вопрос стал камнем преткновения в переговорах трех стран-участниц ТС.
Первоначально распределение общих таможенных пошлин между членами ТС предполагалось пропорционально внешнеторговому обороту стран-участниц в следующих пропорциях: Россия получает 93% общей суммы таможенных пошлин, Беларусь и Казахстан – по 3,5%. Для сведения: бюджет Казахстана сильно зависит от поступления таможенных пошлин – на 30%. Бюджет России пополняется за счет них более чем на 50%, а, к примеру, в США и Китае пополнение бюджета из этого источника совсем мизерно.
Но, как пояснил Канат Берентаев, эксперт-экономист, в связи с тем, что таможенные тарифы изменились (что касается Казахстана, то они повысились в ряде случаев), было принято решение об изменении принципа их перераспределения. Первый вице-премьер Казахстана полагает, что с 7,36% от общего объема таможенных пошлин поступления в казахстанский бюджет увеличатся. «Конечно, не исключены кризисные явления, возможно, меньше будет импортировано, но я думаю, что бюджет Казахстана выигрывает», – сообщил он. И поступления от таможенных пошлин будут больше 97 млрд. тенге – такую сумму они составили в 2009 году.
«Новое соглашение, – пояснил г-н Берентаев, – учитывает разность изменений таможенных пошлин по отдельным группам товаров, а также структуру экспорта и импорта, нейтрализацию негативных последствий на государственные доходы». В результате доля Казахстана увеличилась более чем в 2 раза, что, по его замечанию, «является бесспорным позитивным моментом».
Олжас Худайбергенов, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований, полагает, что при вычислении процента от таможенных пошлин брать за основу объем таможенным пошлин – не совсем верно. Дело в том, что до ТС ставки таможенных пошлин в Казахстане были одними из самых низких (если брать в сравнении по странам-участницам ТС). По его мнению, надо брать объем импорта. «Если взять объем импорта Казахстан – Россия – Беларусь, то в прошлом году он составлял 11% от всего объема импорта, а в 2009 году – 12,7%. Поэтому, считаю, что цифра в пределах 11-13% будет наиболее адекватно отражать позицию Казахстана», – полагает эксперт.
Между тем, по мнению Каната Берентаева, такое решение о распределении процентной ставки от общего объема таможенных пошлин свидетельствует о жизнеспособности ТС, о том, что всегда можно найти компромисс интересов и прийти к общему согласию. Более того, открывается перспектива совершенствовать механизм распределения общих таможенных сборов (на основе опыта функционирования ТС в дальнейшем), чтобы компенсировать возросшие расходы потребителей отдельных видов товаров и услуг.
В качестве примера г-н Берентаев приводит дифференциацию распределения общих таможенных пошлин на импорт автомобилей в зависимости от количества реализованных автомобилей в каждой стране. «Казахстан, у которого нет автомобилестроения, мог бы компенсировать дополнительные расходы на приобретение новых авто из третьих стран путем выплаты премий за покупку новой машины. Эта премия может быть принятой равной разнице между бывшими и нынешними импортными пошлинами на ввоз автомобилей», – предлагает эксперт.
Кто выиграет?
В последнее время в Казахстане проводится целенаправленная политика по дискредитации идеи региональной интеграции на постсоветском пространстве. Эта кампания усилилась в связи с принятием политического решения о трансформации ТС в Единое экономическое пространство (ЕЭП). По словам Каната Берентаева, в качестве основного аргумента данной кампании используется тезис, что с созданием ТС Россия получит одностороннее преимущество, казахстанский бизнес зачахнет под напором белорусских и российских товаров. Повышение импортных пошлин приведет к сокращению китайского импорта и общему росту цен, в связи с чем без работы останутся многочисленные «самозанятые».
Но, с точки зрения эксперта, такая оценка является односторонней и отражает интересы лишь некоторых кругов. «В настоящее время казахстанский бизнес на внутреннем рынке имеет свою нишу, которую завоевал в конкуренции с китайским и российским импортом. В этой связи рост импортных пошлин создает им возможность расширить свое присутствие на внутреннем рынке», – поясняет г-н Берентаев.
Между тем, по мнению Бектаса Мухамеджанова, директора Фонда первого президента РК, бизнес понесет потери, но только тот, который занимается импортом сырья из третьих стран и последующей его перепродажей, поскольку пошлины возросли. Однако бизнес, ориентированный на внутренний рынок, соответственно, выиграет, так как на него таможенные пошлины должны уменьшиться. «Для каждого бизнеса исход будет индивидуальным. В большинстве случаев малый бизнес рассчитан на внутренний рынок и потребляет внутренние ресурсы, поэтому он будет успешным», – подчеркнул г-н Мухамеджанов.
Другой вопрос: сумеют ли наши субъекты малого и среднего предпринимательства воспользоваться этим шансом или нет? По его мнению, это уже зависит от самих предпринимателей и политики, которую будет проводить правительство. «Если поддержка субъектов МСП по-прежнему будет оказываться на словах, будут приниматься многочисленные программы, за реализацию которых никто не отвечает, то российские и белорусские товары заполонят наш рынок», – заметил г-н Берентаев. Но он считает, что если поддержка будет действенной, например, в рамках разрабатываемой программы «Дорожная карта – бизнес-2020», то наши предприниматели смогут успешно конкурировать с импортом внутри страны, а по ряду направлений – выйти и на общее экономическое пространство.
С ним соглашается Олжас Худайбергенов, отмечая, что без поддержки правительства малому и среднему бизнесу не обойтись. «Дело в том, что многие российские товары, которые сейчас имеются на нашем рынке, станут еще дешевле. Уже обсуждалось, что китайский импорт сократится – может, действительно, сократится. Но дело не в этом, нам нужно обеспечить условия для нормальной производительности», – поясняет эксперт. Он полагает, что для малого и среднего бизнеса от повышения таможенных пошлин будет больше негативных последствий. Это еще связано и с тем фактом, несмотря на то, что таможенное соглашение было подписано еще в декабре прошлого года, по идее, все цифры должны были публиковаться еще в прошлом году, но почему-то мы открываем их для себя только сегодня», – отмечает г-н Худайбергенов.
Щекотливым является вопрос с «самозанятыми». «Его решение требует незамедлительной разработки новой политики занятости в Казахстане. Попытки оттягивания полнокровного функционирования ТС – это признание бессилия правительства решить проблему занятости, консервация ситуации, при которой треть экономически активного населения выключена из жизни страны», – заметил Канат Берентаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.