На деле не все гладко

Теперь государственные закупки производятся только в электронном видеСфера государственных закупок остается наиболее коррупционн...

Теперь государственные закупки производятся только в электронном виде

Сфера государственных закупок остается наиболее коррупционной в области взаимодействия государства и бизнеса. На это есть основательная причина – объемы государственных закупок превышают 600 – 700 миллиардов тенге, и они ежегодно возрастают. Чиновники-коррупционеры изобретают различные схемы для близких им коммерческих структур. Известно, что за финансовые нарушения по госзакупкам должностные лица привлекаются к ответственности, а за нарушения бюджетного законодательства возбуждаются уголовные дела. Однако сумма денег, которую не освоили министерства и ведомства, растет.

Среди основных проблем в системе госзакупок, выявленных проверками прокуратуры: лоббирование интересов одних участников тендеров в ущерб интересам других потенциальных поставщиков; ограничение конкурсной среды посредством предъявления требований, не предусмотренных законодательством, а иногда запрещенных; участие в одном конкурсе аффилиированных между собой поставщиков; неправомерные решения комиссии об определении победителей, заявки которых подлежат отклонению; ненадлежащее исполнение договоров. Этот список можно долго продолжать.

С начала 2010 года все государственные закупки методом запроса ценовых предложений производятся только в электронном виде. По словам организаторов, такой метод позволяет минимизировать контакт между заказчиками и поставщиками товаров и услуг, что сделает процесс более прозрачным. Однако на деле не все гладко, и предприниматели испытывают трудности из-за недоработок программы.

Нуржан Калиев, директор фирмы «Канц-Сервис», считает идею системы электронных закупок хорошей, так как, по его мнению, ее главной целью было исключить коррупционную составляющую. Однако за реализацией «громких» целей следует много нюансов. «Канц-Сервис» занимается поставкой канцелярских товаров и часто сталкивается с проблемами, которые существуют в сфере государственных закупок. Г-н Калиев полагает, что ранее система была намного прозрачней и понятнее. «В электронной системе, если часто ею пользоваться, возникает проблема в том, чтобы найти именно тот лот, который требуется. Все хаотично и непоследовательно», – говорит он. Допустим, за ветеринарными услугами может стоять по порядку «бумага туалетная», затем – «карандаш простой». По словам г-на Калиева, для того, чтобы найти интересующий лот, нужно переворачивать всю базу, для чего требуется содержание как минимум одного человека, который круглые сутки занимается «изучением» базы данных. По причине такого «беспорядка» многие компании отказываются участвовать в тендерах.

Естественно, что при закупке любого товара заказчики стараются экономить деньги. Это заканчивается тем, что свои заявки размещают индивидуальные предприниматели, которые выигрывают по ценам и становятся победителями. Часто у таких предпринимателей нет запасов товара и квалифицированного персонала, они «торгуются» на базарах и покупают недоброкачественный товар. Вследствие этого организации экономят бюджет, но получают товар очень низкого качества.

Еще одна проблема электронных госзакупок: если компания выигрывает конкурс и хочет определить цены за каждый лот в отдельности – это невозможно сделать. «Соответственно, вся сумма распределяется в договоре по списку товаров не так, как оно на самом деле: некоторые лоты ниже себестоимости (хотя это не логично), а некоторые – с завышенной стоимостью», – говорит г-н Калиев. В результате в 70% случаев организации закупают то, что не соответствовало их ожиданиям.

«Сегодня на госзакупках государство теряет до 40% бюджетных денег, которые могли бы пойти на увеличение зарплаты пенсионерам или госслужащим», – говорит Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП). Он напомнил об аресте бизнесмена, обвиненного в завышении цен при реализации товара. Соответственно, по словам г-на Акуова, если возникают обвинения оперативно-следственных групп, то предприниматели чувствуют себя неуютно. Верный способ избежать этого – утвердить нижний и верхний критерии цен. «Одно медицинское учреждение закупило мясо для своих больных по 1600 тенге за килограмм. В то время как на базаре оптимальная цена за килограмм – 600 тенге», – приводит пример г-н Акуов. Имеется информация, что из Беларуси были завезены прицелы, которые продавались в 2,5 раза дороже стоимости, но министерство обороны вышло сухим из воды. Также, по мнению Талгата Акуова, нужно установить нижнюю планку для оптовиков.

Многие годы проблемы госзакупок обсуждаются в прессе, в бизнес-сообществе, и даже на депутатском уровне. К сожалению, эта сфера остается очень большим полем для коррупции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤