«Казахстанское» не пользуется спросом
Нурлан Исин: «Уровень развития IT-отрасли сложно определить одним общим знаменателем»По данным Всемирного экономического форума,...Нурлан Исин: «Уровень развития IT-отрасли сложно определить одним общим знаменателем»
По данным Всемирного экономического форума, «индекс сетевой готовности» Казахстана на 68-м месте мирового рейтинга. Стоит подчеркнуть, что здесь мы заметно обошли Россию, Украину и Грузию, которые заняли 80-е, 82-е и 93-е места соответственно. Более того, по мнению российских экспертов, Казахстан опережает Россию и в сфере оказания информационных услуг населению. При этом в республике нет официальных понятий «IT-отрасль», «финансирование отрасли» и элементарной официальной статистики. О том, из чего сформирован сегмент, и что он собой представляет, рассказывает президент «Казахстанской ассоциации IT-компаний» Нурлан Исин.
– Получается, вся информация об отрасли внутри страны – субъективный анализ отечественных экспертов и аналитиков?
– Действительно, вопрос развития IT-отрасли только в текущем году начинает принимать определенные очертания в нормативно-правовых документах. Официальной статистики у нас нет, так же, как нет и официального понятия «IT-отрасль». Как и в предыдущих нормативно-правовых документах, так и сейчас, в еще не утвержденной Программе форсированного индустриально-инновационного развития, вопросы по IT-отрасли отражены в разделе «Развитие секторов экономики будущего» без выделения самостоятельного понятия «IT-отрасль». Тем не менее, IT-отрасль у нас существует и представлена она, в основном, IT-предприятиями частной формы собственности.
– Можно вывести общий знаменатель развития отрасли за последние три года?
– Уровень развития IT-отрасли сложно определить одним общим знаменателем. Понятие «IT-отрасль» многие иногда смешивают с понятием «IT-рынок». А это далеко не одно и то же. Общий объем IT-рынка Казахстана до 2007 года рос хорошими темпами – 20-30% в год. В 2008-2009 годах на отрасли сказался кризис, и общие объемы показали некоторый спад. Рассчитываем, что в 2010 году объем немного превысит показатель 2006 года, составивший $630 млн.
– Какими показателями оперируют сами представители отрасли?
– Для нас сегодня главным показателем развития IT-отрасли является уровень казахстанского содержания, который последние пять лет все время снижается. Причина – отсутствие соответствующей государственной политики в этой сфере. Другим весомым показателем является структура IT-рынка, где сегодня доля оборудования составляет около 80%, а доля IT-услуг не превышает 14%. Указанные доли, к сожалению, в последние годы остаются практически неизменными. В развитых странах доля оборудования составляет менее 50%, а доля IT-услуг превышает 40%.
– Из каких слагаемых состоит объем IT-услуг?
– Структура казахстанского IT-рынка за последние годы практически не изменилась: 79% приходится на долю аппаратных средств, 8% – на долю коробочного программного обеспечения (ПО), 14% – на долю IT-услуг. К сожалению, тенденции на улучшение пока нет. Для сравнения: структура IT-рынка России в 2009 году была представлена в пропорциях: 51,4%, 20% и 28,6%.
– Тем не менее, международные эксперты считают отечественную отрасль вполне конкурентоспособной и развитой.
– Да. Согласно опубликованному исследованию британской компании Economist Intelligence Unit, в сентябре 2009 года по конкурентоспособности стран в IT-отрасли Казахстан занял 54-е место, поднявшись на 5 строчек за год. Россия вышла на 38-е место, Украина на 50-м месте. Всего рейтингом было охвачено 66 стран.
– Кто основной заказчик продукции отечественных IT-предприятий?
– Основным заказчиком пока остается государство. Малый и средний бизнес, в основном, использует российскую программную продукцию. Национальные компании в нефтегазовом и других секторах, иностранные компании, присутствующие в Казахстане, применяют продукцию крупных вендоров. Сейчас, не анализируя, почему произошло такое распределение рынка, можно отметить, что так сложилось исторически. Безусловно, такая ситуация нас не устраивает. Но и на ее исправление теперь нужны годы и соответствующая государственная поддержка.
– Судя по всему, IT-отрасль существует на самоокупаемости?
– Безусловно, все IT-предприятия – это хозрасчетные организации, и существуют они на самоокупаемости. Если кто-то и допускает убытки, то они или закрываются, или переорганизовываются. Термин «финансирование» в нашей отрасли не применяется.
– Скажите, каким образом происходит инвестирование проектов и их внедрение?
– Кредитами отечественные IT-предприятия, так как рынок нестабильный, пользуются мало, а на долгосрочные контракты никто не рассчитывает. Фактически, предприятия живут потребностями текущего года. Даже на проекты, срок реализации которых несколько лет, госорганы каждый год вынуждены объявлять повторные тендеры. В целом, я думаю, что именно кризис все-таки заставил заказчиков больше ориентироваться на отечественных производителей как в отношении персональных компьютеров, так и по программному обеспечению. Однако и здесь есть «выверты». К примеру, Минфин в период кризиса замахнулся на реализацию единого проекта под названием «Е-Минфин» на базе прикладных решений крупного иностранного вендора. Это означает необоснованный отказ от услуг отечественных IT-предприятий и направления казахстанских финансовых ресурсов на развитие транснациональных вендоров.
– О каких программах развития сегодня можно говорить наверняка?
– Сегодня принимается Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны. Вопросы развития IT-отрасли в проекте госпрограммы отражены в разделе «Развитие секторов экономики будущего». К сожалению, механизмы реализации этой задачи в тексте госпрограммы раскрыты слабо. Хотя в проекте отраслевой программы вопросы развития IT-отрасли освещаются достаточно подробно. Если в данной программе будут сохранены все наши предложения, то дальнейшие сложности будут связаны с ее реализацией. Но и обсуждать их лучше после ее утверждения.
– В итоге, потенциал есть, но практическое развитие – это энтузиазм самих представителей отрасли?
– Если говорить о развитии, то IT-отрасль можно развивать, но можно и не развивать. Всегда за рубежом найдутся компании, которые привезут информационные технологии и внедрят их у нас за хорошие деньги. Однако при этом мы должны представлять последствия такой политики в будущем. Развивать надо все три направления: аппаратные средства, ПО и IT-услуги. Сегодня, после длительных дискуссий, понимание необходимости такой политики у ответственных государственных структур, в основном, уже есть. Соответственно, главной задачей текущего момента является отработка и реализация механизмов достижения целей развития отрасли. IT-индустрия развивается стремительно и даже революционно. Достичь успеха, сделать прорыв можно только путем освоения новых технологий в различных направлениях деятельности сферы информационных технологий. Не должно быть слепого копирования – и это надо всегда иметь в виду.