USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.36$
+0.010
BTC
62934.80$
-858.700

Как развивается сфера туризма

Председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева поделилась мнением о том, что нужно сделать для дальнейшего роста этой сферы в РК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото предоставлено пресс-службой Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен»

Фото предоставлено пресс-службой Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен»

«Туризм должен стать одним из прибыльных видов бизнеса, оказывающих мультипликативный эффект для всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников», – сказал первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, выступая на коллегии министерства туризма и спорта в феврале 2024 года. По его мнению, работа в регионах ведется недостаточными темпами, и основной вопрос заключается в незаинтересованности акиматов и отсутствии должного финансирования. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева рассказала о том, как развивается сфера туризма в Казахстане, а также поделилась мнением о том, что нужно сделать для ее дальнейшего роста.

- Юлия, расскажите, какие тренды существуют в туристской отрасли? Как глобальное турсообщество приспосабливается к этим изменениям?

- Как и любая сфера, туризм, естественно, развивается и претерпевает изменения. Большое влияние на текущую картину в отрасли оказал COVID. Многие люди заинтересовались внутренним туризмом взамен выездного. Расширились возможности для бизнеса. Информация в сетях о наличии новых мест притяжения стала намного доступнее, сформировалась культура отзывов и квазирейтингов.

В этих условиях многим туристам стало проще планировать свои туры самостоятельно, не подстраиваясь под имеющиеся программы туроператоров. Возникли приложения, которые позволяют найти тур практически в любой точке мира, и появилась конкуренция за туриста. Сама линейка туров расширилась: достаточно много дестинаций (destination – направление с англ.), которые предлагают не только осмотр достопримечательностей, но и игровой формат, квесты, гастротуры, агротуры, туры для детей, иммерсивный театр и так далее.

На фоне овертуризма (перенасыщение избыточным потоком туристов – Ред.) в наиболее посещаемых локациях многие гости хотят спокойного отдыха в красивом комфортном окружении. Растет спрос и на экотуризм.

Турсообществу в этих условиях приходится активно осваивать цифровизацию: от формирования турпродукта до его продвижения и общения с клиентами. Появляются новые глобальные и локальные игроки. В выигрыше будут те субъекты бизнеса, которые максимально гибко подойдут к вопросу и смогут создать своего рода «конструкторы» туров хорошего качества под любой запрос.

- Наблюдается ли в сфере туризма РК тренд на инклюзивность (для туристов с особыми потребностями)? Проводится ли какая-либо работа в этом направлении?

- К сожалению, я не могу сказать, что в Казахстане имеется тренд на инклюзивность. Не только в туризме, а в инфраструктуре в целом. Да, уже есть продвижение в этом направлении: утверждены стандарты «Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» и «Доступные места (средства) размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Однако для того, чтобы инфраструктура стала реально доступной для туристов с особыми потребностями, требуется приложить еще немало усилий как со стороны бизнеса, так и государства.

Думаю, хорошим драйвером в этой работе стала бы премия на «Лучшее пространство для жизни», которую мы хотим организовать совместно с сообществом Green Urban.

- Какие меры господдержки сферы туризма существуют в Казахстане? Как бы вы оценили их эффективность?

- Предпринимателям предусмотрено возмещение части затрат по нескольким направлениям: на строительство и реконструкцию туробъектов, а также объектов придорожного сервиса, содержание санитарных гигиенических узлов (СГУ), приобретение транспорта туристского класса или горнолыжного оборудования. Предусмотрено субсидирование туроператоров за каждого ввезенного интуриста (иностранного туриста – Ред.).

Наиболее востребованные из этих мер – субсидирование туроператоров и содержание СГУ. Что касается строительства и реконструкции объектов, то предлагаемые 10% не слишком стимулируют бизнес, поскольку выплата отсрочена по времени, затраты на строительство – значительные, а срок окупаемости – длительный.

Кроме того, есть меры, направленные не на поддержку субъектов бизнеса напрямую, а предназначенные стимулировать граждан Казахстана путешествовать внутри страны и останавливаться в гостиницах. Например, бесплатный перелет для детей в рамках программы Kids Go Free.

В настоящее время мы работаем совместно с МТС (министерство туризма и спорта – Ред.) над тем, чтобы повысить эффективность уже имеющегося набора мер поддержки.

- В феврале 2024 года первый заместитель премьер-министра Роман Скляр поручил акиматам сформировать Дорожные карты по развитию туристических объектов. Был ли у вас опыт подготовки таких карт? Что должно быть в них в первую очередь, по вашему мнению?

- Честно говоря, большая благодарность Роману Васильевичу за такое поручение. Мы уже не первый год поднимаем вопрос о необходимости ежегодных инвентаризаций популярных турмаршрутов на предмет их готовности к сезону. Работа ведется с участием бизнеса и РПП (региональные палаты предпринимателей – Ред.). Ряд МИО (местные исполнительные органы – Ред.) идут на контакт, нас поддерживает и профильное министерство. По результатам инвентаризаций делается Дорожная карта (ДК). Например, такую карту мы согласовали по озеру Алаколь.

ДК – это обоюдное согласие решать совместно определенные вопросы в четко установленные сроки. Три года подряд мы подписывали Дорожные карты совместно с МТС и нацкомпанией Kazakh Tourism. Есть опыт заключения Дорожной карты с министерством экологии.

По опыту могу сказать, что в ДК включаются по несколько наиболее острых вопросов в ряд разделов. Это могут быть в случае необходимости и законодательные изменения, и вопросы создания условий для развития и продвижения турпродуктов, обязательно всегда – инфраструктурные проблемы. Инфраструктура – это главное условие хорошего турпродукта, вопросы кадрового обеспечения и многие другие насущные задачи. Мы всегда формируем наши карты по запросу, сигналам бизнес-сообщества. По исполнению этих ДК перед бизнесом и отчитываемся.

Надеюсь, что поручение первого заместителя премьер-министра также будет реализовываться при нашем участии. Материал и предложения от бизнеса у нас всегда есть.

- Как вы думаете, что нужно сейчас развивать в туристской отрасли в первую очередь?

- Несколько лет назад мы поднимали вопрос о необходимости введения рейтинга дестинаций 5А, который является понятным ориентиром для туристов из восточных стран. В частности, если в качестве одной из основных целевых аудиторий туристов в нашей стране мы определяем гостей из Китая и Южной Кореи, то система 5А у них очень распространена и применяется для оценки не только гостиниц и ресторанов, но и достопримечательностей. Это позволило бы повысить и качество сервиса, о котором сегодня так много говорится.

Также важно работать над улучшением транспортной доступности дестинаций (авиа, ж/д, авто), приводить в порядок аэропорты, вокзалы и автовокзалы.

В мире набирает все большую популярность все, что связано с устойчивым развитием, экологичностью, зеленым развитием. И Казахстан не может остаться здесь в стороне. Что нужно делать предпринимателям и государству? Нам надо работать над использованием «чистого» транспорта, в то время как транспортный парк в Казахстане сейчас изношен. Необходимо расширять практику строительства троп в национальных парках и других популярных дестинациях. Работать с проблемой мусора и обеспечения инфраструктуры питания.

Для развития устойчивого туризма нужно также более активно привлекать местное сообщество, тем самым создавая рабочие места и дополнительные доходы непосредственно в турдестинациях. Мы активно работаем с Минэкологии в рамках совместной Дорожной карты, но игроков в этом вопросе намного больше.

В целом туристы в республике больше не редкость. Они хотят расширять свои впечатления, открывать Казахстан, и это большой плюс, которым нужно пользоваться. По примеру других стран нам надо создавать систему стимулов для развития новых интересных турмаршрутов и турпродуктов, формирования дизайн-кодов городов и их сувенирной линейки. Это должна быть комплексная программа, включающая стимулирующие и мотивационные меры для компаний, которые разрабатывают разнообразные туры (этно, эко, агро, технологические, производственные, промышленные, гастро, сельские и другие). В таком виде туризм действительно станет драйвером для вовлечения малого и среднего бизнеса и регионов.

- Роман Скляр также напомнил, что по поручению главы государства утверждена Концепция развития туристской отрасли РК на 2023-2029 годы, в которой заложено увеличение занятости в отрасли до 800 тыс. человек к 2029 году. Как вы считаете, насколько это реально?

- На январь 2024 года в туристской отрасли заняты 501 623 человека. Их число ежегодно растет – так же, как и остальные показатели. Нужно отметить, что в этой сфере есть и сезонные сотрудники, которые работают в местах размещения сезонных курортных зон: Алаколь, Балхаш и так далее.

Хотя количество иностранных туристов растет, равно как и уровень мобильности населения Казахстана, думаю, что целевые индикаторы по количеству занятых, заложенные в Концепции к 2029 году, скорее всего, будут достигнуты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.