Впервые с момента прихода к власти в начале 1990-х годов президент Таджикистана Эмомали Рахмон посетил Узбекистан с государственным визитом. Это событие было объявлено историческим и долгожданным прорывом в отношениях двух стран. Об этом пишет Eurasianet.org.
По словам аналитика Абдугани Мамадазимова, наметившаяся в Центральной Азии дипломатическая оттепель показала, чего могут достигать страны региона без крупных геополитических игроков. «Основные мировые игроки заняты такими проблемами, как Сирия, выход Соединенных Штатов из ядерной сделки с Ираном, и проблемы Украины, — сказал Мамадазимов в интервью Eurasianet.org — Все они заняты другими проблемами, и поэтому регион самообустраивается. Все инициативы исходят из самого региона и поддерживаются местным населением».
В дипломатическом плане самым важным документом, подписанным в ходе визита, стал договор о двустороннем стратегическом партнерстве. «Решение вывести межгосударственное сотрудничество на более высокий уровень стратегического партнерства — закономерный и логичный результат тех огромных позитивных изменений, которые произошли в наших отношениях», — сказал Эмомали Рахмон по итогам переговоров один на один со своим узбекским коллегой.
Остальные 27 двусторонних правительственных соглашений касались сотрудничества в сферах промышленности, образования, пограничной безопасности, сельского хозяйства.
Разногласия между двумя соседями по региону крылись в давних взаимных обвинениях. Одно из них было связано с открытым вмешательством Узбекистана в гражданскую войну, разразившуюся в Таджикистане в 1990-х годах. Самая тяжкая обида состояла в том, что Ташкент встал на сторону врагов режима в Душанбе.
В последние годы Узбекистан был ярым противником строительства в Таджикистане Рогунской гидроэлектростанции. Ташкент утверждал, что создание плотины может поставить под угрозу его сельскохозяйственные угодья, и что Таджикистан не имеет права в одностороннем порядке эксплуатировать общие водные ресурсы. Теперь Узбекистан значительно смягчил свою риторику, даже намекнув, что может принять участи в многомиллиардном рогунском проекте.
Шавкат Мирзиёев 17 августа сказал, что Узбекистан будет участвовать в строительстве двух гидроэлектростанций на реке Зеравшан в Таджикистане. Река берет начало в горах Памира, протекает по северо-западной части Таджикистана, а затем пересекает границу с Узбекистаном к северу от Самарканда. «Мы будем строить их вместе. Произведенная мощность будет направлена как в Таджикистан, так и в Узбекистан», — сказал глава Узбекистана.
Судя по словам лидеров, оттепель уже дала ощутимые результаты. Товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном в первом полугодии 2018 года удвоился по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, заявил Эмомали Рахмон, не назвав при этом конкретных цифр. Еще одной новостью, демонстрирующей ощутимые результаты, стало подписание в ходе визита 17 коммерческих соглашений между компаниями двух стран на общую сумму более 600 млн долларов. Как пишет издание, в Узбекистан будут поставлять, в основном, низкотехнологичные промышленные товары — уголь, алюминий и цемент. Товарам, которые, по признанию таджикского правительства, являются продуктом проводимой страной политики импортозамещения — включая напитки, консервы и мясомолочную продукцию — сложно будет закрепиться на узбекском рынке.
Аналитик Абдугани Мамадазимов считает, что, несмотря на большие успехи, есть некоторые аспекты, которые еще только предстоит урегулировать.
«Есть несколько заминированных территорий между нашими границами. Это бросает тень на полномасштабное сближение. Как только вся эта территория будет очищена от мин, тогда можно будет сказать, что между странами не осталось никаких проблем», — сказал он.