USD
450.61₸
-0.700
EUR
488.91₸
+1.590
RUB
4.97₸
+0.070
BRENT
82.20$
-0.050
BTC
61129.30$
-120.800

Как собираются развивать экономику кандидаты в президенты Кыргызстана?

​В Кыргызстане состоятся первые в истории страны альтернативные выборы после двух революций

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как собираются развивать экономику кандидаты в президенты Кыргызстана?- Kapital.kz

В Кыргызстане в это воскресенье состоятся первые в истории страны альтернативные выборы после двух революций и межэтнических столкновений на юге. Эксперты называют их судьбоносными для всего Центральноазиатского региона. В самом Кыргызстане кипят нешуточные страсти, которые часто затрагивают и соседей, в том числе Казахстан. Но если политическая повестка кандидатов может меняться в зависимости от конъюнктуры, то с экономикой нужны ясность и определенность. «Капитал.kz» решил проанализировать экономические программы трех основных кандидатов. Все они в свое время были премьер-министрами КР и не понаслышке знают о реальном положении дел в стране.

Это пропрезидентский кандидат Сооронбай Жээнбеков, один из фаворитов гонки Омурбек Бабанов и кандидат, чьи позиции пока оцениваются достаточно умеренно, — Темир Сариев.

Стоит отметить, что все три фаворита гонки в своих предвыборных речах декларировали желание выстраивать тесные и продуктивные отношения с Казахстаном, правда для Жээнбекова эта задача усложнилась, после недавней эмоциональной речи Алмазбека Атамбаева (чьим ставленником его называют) в адрес Казахстана, прозвучавшей на вручении государственных наград. Все трое также заявили о готовности укреплять связи с Россией и Евразийским экономическим союзом.

Жээнбеков — за налоговую реформу и доступную ипотеку

В политической платформе Сооронбая Жээнбекова отмечается, что правительство, которым ему довелось руководить, подняло ВВП страны с -4,9% в первом квартале 2016 года до +6,4% в первом полугодии 2017-го. Кандидат в президенты отмечает, что в 2016 году правительством отменен налог с продаж для плательщиков в безналичной форме, а также сокращено количество контролирующих органов с 13 до 10. В два раза сокращены сроки проведения проверок — c 30 до 15 рабочих дней, для малого бизнеса — до 5 дней. Планируется продолжить реформу в системе налогообложения по принципу «1 предприниматель — 1 учет, 1 налог, 1 бюджет, 1 фискальный орган и 1 проверка», а количество плановых и внеплановых налоговых проверок снизить на 50% за 5 лет. Будут внедрены электронные налоговые инструменты, налоговый контроль станет дистанционным и будет носить заявительный характер. Жээнбеков обещает, что если он станет президентом, то ставки по ипотеке будут снижены до 8% годовых, а в последующем до 6−7%. Будет введена отдельная программа по строительству жилья для учителей, врачей и других бюджетников, задача добиться того, чтобы ежегодно новоселье справляли 3000 семей работников бюджетной сферы, в планах Жээнбекова — за 6 лет ввести 1 млн кв. метров жилья для бюджетников.

Он обещает начать масштабное дорожное строительство. В политической платформе кандидата в президенты говорится, что запланировано строительство новой железной дороги, соединяющей нашу страну с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном, разработка проекта создания железнодорожного кольца, объединяющего все основные регионы Кыргызстана. Кыргызстан будет страной современных дорог и завершится строительство альтернативной автодороги «Север — Юг».

Большой блок задач определен в рамках обеспечения кыргызстанцев питьевой водой.

Планируется построить за 10 лет 46 водохозяйственных объектов, обеспечить поливом 66,5 тыс. гектаров земель, улучшить мелиорацию 50 тыс. гектаров земель. К 2026 году полностью решить задачу обеспечения сельскохозяйственных производителей поливной водой. Жээнбеков обещает дальнейший рост объемов льготного кредитования сельского хозяйства и снижение процентных ставок до 6% годовых.

Во внешней политике Жээнбеков намерен проводить курс на сохранение и углубление союзнических отношений с Россией и взаимовыгодное сотрудничество со странами Центральной Азии, Китаем, странами ближнего и дальнего зарубежья, в том числе с США и Евросоюзом. Отношения Кыргызстана с приграничными государствами будут добрососедскими. Правда, лоббирующий его интересы Алмазбек Атамбаев сделал максимально возможное, чтобы заметно подпортить отношения Кыргызстана с его другим важным партнером Казахстаном. Вместе с тем в отличие от Атамбаева Жээнбеков называл Казахстан дружественным государством, а Нурсултана Назарбаева «признанным международным авторитетом в политике». Вероятно, когда все страсти утихнут, кто бы ни победил на выборах в КР, странам вновь удастся вернуться к теплым добрососедским отношениям.

Бабанов против коррупции

Предвыборная программа Омурбека Бабанова весьма амбициозная, он ставит своей целью введение Кыргызстана в десятку быстроразвивающихся стран за 6 лет.

«Наша цель — двукратное увеличение благосостояния каждого кыргызстанца к 2023 году. Нам нужен рост ВВП не менее 12% в год, а не 3,8%, как сейчас. Только таким образом к 2023 году ВВП Кыргызстана составит $13,6 млрд, или почти триллион сомов, что в 2,1 раза больше, чем сейчас», — сказал Омурбек Бабанов.

За коррупционные преступления кандидат предлагает лишать свободы на 25 лет. Он подчеркнул, что чиновники воруют миллионы, а наносят вред экономике страны на миллиарды сомов.

«Мы начнем с таможни. Обратите внимание, как коррупция в таможне влияет на снижение экспорта, из-за нее мы ежегодно теряем $350 млн (5% ВВП). Они воруют на миллионы, а наносят ущерб на миллиарды! Наша программа борьбы с коррупцией позволит увеличить поступления в бюджет. Это даст нам возможность увеличить зарплату чиновникам. Я верю: среди них есть честные чиновники, которые хотят перемен и у них появится возможность зарабатывать честным путем!» — сказал Омурбек Бабанов.

Новая экономика и социальная политика Омурбека Бабанова предусматривает ряд мер, направленных на ускоренное развитие экономики. Существует 7 направлений, которые смогут развернуть экономику в сторону быстрого роста, считает кандидат, а именно качественное образование и современная медицина, туризм как локомотив экономики, максимальные свободы инвесторам, справедливая и простая налоговая система, технологичное сельское хозяйство, торговля международного уровня, новая политика по отношению к мигрантам.

Государственный аппарат должен быть небольшим, мобильным, эффективным и понимающим тенденции ХХI века. Следующим шагом по достижению эффективного управления на местах является четкое разграничение полномочий между центром и органами местного самоуправления, считает Омурбек Бабанов.

Во внешней политике данный кандидат настаивает на том, что Кыргызстан должен стать мостом между странами ЕАЭС и Центральной Азии.

«Нам нужен мир не только в самом Кыргызстане, но и мир на наших границах, мир и стабильность в нашем огромном регионе. Мы и дальше будем проводить интеграционную политику в рамках ЕАЭС, ШОС, ОДКБ. Россия — не просто дружеский, но и наш стратегический партнер. Мы всегда были вместе, и вместе мы будем покорять великие вершины. Мы должны развивать дружеские отношения со всеми нашими соседями — Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем», — говорит Омурбек Бабанов.

100 дней Сариева

Темир Сариев пока считается наиболее уязвимым из тройки лидеров. В первые 100 дней его президентства он намерен кардинально реформировать систему правоохранительных органов и судов, ликвидировать коррупционные схемы в таможне, налоговой службе и энергетической отрасли.

В первые 100 дней президентской программой Сариева предусмотрено: кардинальное реформирование системы правоохранительных органов и судов. Ликвидация коррупционных схем в таможенной, налоговой службах, а также в энергетической отрасли. Введение моратория на проверки предпринимателей сроком на 1 год и более, вплоть до наведения порядка в системе проверяющих и контролирующих органов. Объявление амнистии теневого капитала. Начало отсчета «нового времени», при котором устанавливается верховенство закона и действует принцип прозрачности доходов и расходов чиновников. Кыргызстан не может отставать от мировых экономических трендов. Государство должно и будет оказывать поддержку развитию цифровой экономики наравне с поддержкой предпринимателей реального сектора, считает кандидат.

Помимо поддержки традиционных бизнес-секторов, где большая занятость, таких как сельское хозяйство, легкая промышленность, в программе Темира Сариева обозначен вектор на развитие и государственную поддержку цифровой экономики. Во внешней политике он также придерживается идеи сближения со странами ЦА и ЕАЭС.

Фон неблагоприятный

Эксперты, оценившие для «Капитал.kz» возможности кандидатов претворять в жизнь свои предвыборные программы, отмечают, что ситуация в экономике Кыргызстана по-прежнему не самая благоприятная, и кто бы ни победил, ему придется столкнуться с серьезными проблемами.

Алиби Нурбаев, главный аналитик ТОО «Казахстанский Финансовый Центр», заметил, что ожидаемый благоприятный эффект от вхождения Кыргызстана в состав ЕАЭС был серьезно нивелирован такими внешними факторами, как мировой экономический кризис и падение цен на ключевые экспортные товары двух локомотивов союза: Казахстана — металлы, нефть, и России — газ, нефть, лес, руды.

Швейная отрасль потеряла свои преимущества по цене товара после вхождения России в ВТО. Доходы от крупнейшего золоторудного месторождения «Кумтор» зависели от мировых цен на золото и политической стабильности внутри республики. Дольше всех страну кормили мигранты. Но после обвальной девальвации рубля в и продолжающейся валютной нестабильности, а также после обесценивания тенге в 2015 году под угрозой оказались и реэкспорт, и швейная отрасль.

В 2025 году пройдет десятилетний срок становления, там уже будет понятно, как сформируется экономическая модель республики в рамках полноценно работающих четырех ключевых свобод союза, полагает эксперт.

По подсчетам, к 2025 году в ЕАЭС должны заработать ключевые свободы, обеспечивающие передвижение товаров, услуг, капиталов, чтобы повысить общий уровень жизни населения. В целом можно отметить, что вхождение и раскрытие рынка Кыргызстана перед ЕАЭС дает возможность создать новую социально устойчивую модель экономики. «А что насчет кандидатов в президенты Кыргызстана, тут неоднозначная ситуация. Все кандидаты что-то обещают, где-то обещания выполняют, где-то просто забывают. Среди явных фаворитов можно выделить Темира Сариева, Омурбека Бабанова и Сооронбая Жээнбекова», — подчеркнул Алиби Нурбаев.

Эксперт заметил, что партия Сариева предлагает упростить налоговую систему, что непременно может оказать хороший толчок экономики Кыргызстана. А вот постройка новых рабочих мест с целью сокращения уровня миграции, тут не все так просто. Основываясь на простых наблюдениях, заработанные деньги мигрантами переводятся сразу в страну, где проживают их семьи, деньги в страну поступают, поддерживая тем самым потребительский спрос.

Партия Бабанова предлагает реформировать судебную систему, обещает ипотеку под 10%, а кредиты фермерам под 7%. Также Бабанов обещает, что Кыргызстан станет логистическим и туристическим центром Евразии, то есть развитие туристической инфраструктуры. Туризм всегда занимает одну из основных форм развития деловой активности, также вызывает стимулирование инвестиций в страну, обновление инфраструктуры.

Партия Жээнбекова предлагает обеспечить все области Кыргызстана чистой питьевой водой, основной задачей является развитие системы здравоохранения и образования. Важным вопросом остается повышение зарплаты учителям.

Эксперт считает, что предвыборные обещания каждого из кандидатов, несомненно, в теории должны оказать заметный толчок экономики Кыргызстана, но, главное, их нужно воплотить в реальность.

Интеграция со скрипом

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, заметил, что за прошедшие со вступления Кыргызстана в ЕАЭС два года страна проходит адаптационный период, пока еще недостаточно включена в интеграционные процессы.

Кыргызстан с населением примерно в 6,1 млн человек в 2016 году имел долю в 3,3% в ЕАЭС по данному показателю, занимает 4-е место, опережая Армению. Но по ВВП за 2016 год отстает от иных стран, обладая лишь 0,4% совокупного ВВП с показателем $5,8 млрд, по расчетам Евразийского банка развития. При этом рост экономики в Кыргызстане на 3,8% в 2016 году стал самым сильным из стран ЕАЭС, а в целом по Союзу он снизился на 0,1%.

Во внешней торговле доля существенно лучше, чем по объему экономики. Оборот торговли Кыргызстана с третьими странами составил $3,5 млрд в 2016 году, или 0,7% в ЕАЭС. Причем во взаимной торговле со странами Союза удельный вес еще выше — около 0,95%. В этом проявляются и первые позитивные последствия вхождения республики в ЕАЭС. Экспорт в страны ЕАЭС поднялся на 4,4%, а в третьи страны — на 5,2% в 2016 году. Это контрастирует с общими данными по ЕАЭС, в котором оборот внутрисоюзной торговли снизился на 6,7%, а объем внешней торговли — на 12%.

Значимые позитивные изменения в связи с членством в ЕАЭС, по мнению аналитика, связаны с миграционной политикой. Права трудовых мигрантов-кыргызстанцев приравнены к правам граждан прочих стран Союза, например, России и Казахстана. Это означает сокращение количества документов и облегчение процедуры официального трудоустройства. Такое положение очень важно, поскольку за рубежом находятся порядка 710 тыс. трудовых мигрантов из Кыргызстана, около 12% населения. Причем 616 тыс. из них, или 87%, трудятся в России. Позитив для республики и в изменении порядка поставок топливных ресурсов. В рамках ЕАЭС в Кыргызстане создана основа для льготного обеспечения ГСМ нефтеперерабатывающим заводам страны. Новым шагом в унификации производства становится окончательный переход Кыргызстана с августа 2017 года на 18 технических регламентов ЕАЭС. Основная их часть связана с продукцией пищевой промышленности, а также с легкой промышленностью, железнодорожным транспортом и пр. «Это способно усилить интеграционные процессы. В частности, уже в первом полугодии 2017 года вывоз молочной продукции в государства ЕАЭС увеличился на 30%», — заключил Марк Гойхман.

Казахстан — неплохой партнер

За последние 12 лет казахстанские инвестиции в экономику Кыргызстана составили более полумиллиарда долларов США. По состоянию на 1 августа 2017 года в Казахстане зарегистрировано 1304 юридических лица, филиала и представительства с кыргызским участием, из них действующих 686.

Благодаря поддержке со стороны Казахстана в настоящее время доля Кыргызстана при распределении поступлений от импортных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕврАзЭС составляет 1,9%. Это дало резкое увеличение поступлений в бюджет Кыргызской Республики с момента присоединения к ЕврАзЭС. В 2015 году — $104,18 млн, в 2016 году — $187,4 млн. Поступления 2016 года превышают поступления 2014 года более чем в 3 раза.

В соответствии с соглашением между РК и КР о применении порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, КР применяет унифицированный железнодорожный тариф на 9 месяцев раньше, чем предусмотрено договором о присоединении КР. За период досрочного применения тарифа прямые потери Казахстана составили порядка $49 млн, однако выгоду приобрели кыргызские бизнесмены.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.