В доме барабанщика Linkin Park Роберта Будрона царит настоящий хаос. Повсюду разбросаны фантики, обертки и прочий мусор. Несколько людей помогают упаковывать CD с записанной на них музыкой по коробкам. Роб аккуратно клеит на каждый диск по стикеру с изображением лого группы. Другого способа отблагодарить терпеливых фанатов и отправить им самые первые синглы до того, как они заиграют на радио, у Linkin Park нет. Рассылка дисков — еще и попытка распространения первого спродюсированного альбома. На дворе 1999 год, а значит Facebook и Twitter не в силах создать хайп вокруг нового альбома группы. Эти соцсети изобретут несколькими годами позже. Все это — вольный пересказ слов Кила Берри, тогдашнего исполнительного вице-президента Machine Shop, который описывает становление новой компании, созданной совместно с Честером Беннингтоном, Майком Шинодой и остальными участниками рок-группы Linkin Park.
Через пару-тройку лет у Machine Shop появится младший собрат — Machine Shop Ventures. Под всеобщим хайпом вокруг инвестиционных вложений в стартапы и технологические проекты Кремниевой долины все шестеро участников станут не только выступать на сцене перед ревущей толпой, продадут 27 млн копий альбома Hybrid Theory, но и окажутся серьезными венчурными инвесторами в костюмах и при галстуке. О том, как это было, — в материале «Капитал.kz».
Крутой разворот в Долину
Linkin Park, вернее Machine Shop Ventures, не были ребятами с улицы, которые просто слетелись на огонек в Кремниевую долину и в случае неудачи могли так же легко упорхнуть обратно на сцену.
«Смысл был в том, что мы хотели наладить отношения с действительно умными людьми, которые делают инновационные вещи, ведь это помогает нам расти. Мы не хотели говорить: «Эй, давайте отдадим деньги тем парням из управляющего фонда», — вспоминает гитарист Брэд Делсон в материале для Wired.
В Долине Linkin Park встретили непаханое поле стартапов. Как раз на момент создания Machine Shop Ventures на технологическом рынке наблюдался своего рода бум среди селебрити и звезд, которые спали и видели, лишь бы вложить деньги в первый подвернувшийся технологический проект. Создание собственного косметического бренда или линии одежды уже никого не прельщало. Все сразу захотели стать венчурными инвесторами: Jay-Z, Джаред Лето и даже малыш Бибер. Наверное, именно поэтому новость о том, что вслед за остальными Linkin Park подалась в эту сферу, коллеги по цеху, репортеры и даже фанаты группы встретили с изрядной долей скептицизма, если не сказать снобизма.
«Давайте вернемся в 2004 год и скажем Linkin Park, MC Hammer и Снупи Догу, что они все в конечном итоге станут венчурными капиталистами», — так на новость о запуске Machine Shop Ventures отозвался Кевин Руз, колумнист New Yourk Times.
Хейтеры продолжали атаковать. Многих интересовали мотивы неожиданного поворота в карьере музыкантов.
«Linkin Park основали венчурную компанию на стороне? Что произошло? Записи больше не продаются?» — написал в своем Twitter дизайнер и программист индийского происхождения Анирудх Бхат.
То, что осталось за кадром
Сообщение о новых венчурных инвесторах Кремниевой долины было лишь вершиной айсберга, лежало на поверхности. Те, кто был знаком ближе с творчеством Linkin Park, знали, что, помимо гастрольной деятельности, у некоторых участников группы уже был похожий опыт за плечами. Несколькими годами ранее Майк Шинода — второй вокалист группы — стал первым, кто лично инвестировал в Sonos, Pandora и шведский стриминговый сервис Spotify. Кроме того, Шинода сработался с парой венчурных фондов под управлением Lowercase Capital. Обе компании на пару с Майком тесно сотрудничали с Y Combinator — самым крупным бизнес-инкубатором США.
«Быть в окружении такого рода людей по-настоящему вдохновляет меня. С ними я чувствую себя как дома. Мне нравится работать с людьми, которые меняют мир. Это значит больше чем продажа аудиозаписей», — сказал Шинода в одном из интервью для CNN Money. Теперь понятно, почему фанатам стало чуточку обидно.
Хедлайнеры венчурного бизнеса
На фоне остальных голливудских инвесторов а-ля Фигаро тут, Фигаро там, действия ребят из Linkin Park обдуманы и взвешены. Они не ищут какие-то мелкие стартапы, пусть даже и подающие надежды, и не так расточительны в средствах. Никаких тебе авансов и реверансов в сторону никому не известных компаний. Создается впечатление, что действия Machine Shop Ventures строго выверены и точны. Причина такой избирательности кроется в концентрации на рынке и (что бы вы думали) образовании. Участники группы бросили все усилия на то, чтобы не просто открыть собственный венчурный фонд, но и сделать его успешным. Для этого они на время отложили все свои дела и целый семестр отучились в Гарварде. Во время учебы музыканты под пристальным вниманием разбирали успешные примеры рэпера Jay-Z, совместное предприятие Beats Music и Dr. Dre, и даже Red Bull. По итогам семестра участники группы совместно с преподавателем накидали бизнес-план, после чего и запустили собственный фонд.
«Мы видим, что технологии и развлечения сливаются воедино. Ребята так вовлечены в техносферу, что это вполне может удивить вас. Они словно Тони Старк, но с гитарой», — описывал происходящее Берри.
Только взгляните на эту впечатляющую коллекцию компаний: сервис по заказу авто Lyft, платформа для покупки акций Robinhood, кофейный бренд Blue Bottle Coffee и проект по доставке Shyp. Музыканты нацелились на b2c-стартапы.
Возможно, что после смерти солиста Linkin Park Честера Беннингтона в компании произойдут какие-то изменения. Пока что последним крупным вложением Machine Shop Ventures в полном составе был инвестиционный раунд в поддержку Wavedash Games — независимого издателя игр из Калифорнии, размер которого составил $6 млн.
«Если быть честными, то мы, конечно, до сих пор работаем в музыкальном бизнесе, но создание и продажа музыки сейчас играют больше вспомогательную роль в нашем общем смешанном бизнесе. Так же, как мы планировали быть хедлайнерами на пяти крупнейших стадионах Китая, одновременно мы встречаемся с владельцами технологических компаний, потребительских брендов и владельцами венчурных фондов. Конечно, мы будем играть и встречаться с фанатами, как делали это ранее, но вместе с этим у Linkin Park есть возможность для работы в постоянно меняющемся культурном и деловом ландшафте рынке», — отметил Кил Берри в колонке, которую он специально написал для Harvard Business Review.