Как технологии меняют индустрию музыки?
АВТОР

13.04.2017 • 08:40 1367

Как технологии меняют индустрию музыки?

​Стриминговые сервисы активно перестраивают систему доходов у артистов

Похоже, что крупные музыкальные лейблы находятся на перепутье: с одной стороны, новые технологии заставляют их идти в ногу со временем и «отдавать» свои треки стриминговым сервисам, с другой — потоковое аудио существенно влияет на продажи музыкальных альбомов не самым лучшим образом. Популярные артисты отказываются от лейблов в пользу стриминга, утверждая, что за ним будущее музыкальной индустрии. Прошлый год вообще можно назвать годом стриминговой войны, когда альбомы, которые ранее хорошо продавались, стали выпускать исключительно для отдельных потоковых платформ. Так было с Бейонсе, Рианной и Канье Уэстом — все трое выпустили новые альбомы, которые можно было некоторое время транслировать только через стриминговую платформу Tidal, а исполнители Франк Оушен, Дрейк сделали то же самое для Apple Music. «Капитал. kz» рассказывает, как стриминговые сервисы меняют систему формирования доходов у артистов и иерархию исполнителей в целом. Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.

И вашим, и нашим

Для исполнителей, чьи альбомы ушли в небытие или о них просто забыли, стриминговые сервисы просто манна небесная. С недавних пор музыкальные чарты стали учитывать прослушивание через «поток» к скачиванию, что автоматически приравнивает одно к другому в пропорции 150 прослушиваний = 1 скачанный трек. Вроде бы ничего примечательного, но, учитывая аудиторию подобных сервисов, результаты налицо. На недавней церемонии вручения премии Grammy три статуэтки в виде граммофона получил рэпер Chance the Rapper, у которого реальных дисков нет вообще. Всю свою музыку он распространяет через стриминговые сервисы и даже не прибегает к помощи звукозаписывающих лейблов. Год назад Ассоциация звукозаписывающей индустрии США (RIAA) анонсировала, что будет приравнивать потоковое вещание на уровне золотого или платинового альбомов.

1d7674b834761a45a35fc866953.png

Другой пример — английский автор и исполнитель песен Эд Ширан, который в начале марта этого года выпустил свой очередной альбом Divided. Альбом распространялся через несколько каналов продаж, включая стриминг. Легким движением руки все 16 треков нового альбома вошли в топ британского Official Single Chart. Такого раньше точно не было. Однако успех Chance the Rapper и Ширана одобрили не все. Джон Вебстер, президент объединения музыкальных менеджеров MMF, заявил, что чарты нуждаются в «радикальном переосмыслении» происходящего.

«Когда мы были детьми и покупали альбом, мы могли проигрывать его 500 раз в течение пяти недель, это по-прежнему была единичная продажа. Сейчас у нас 500 воспроизведений за пять недель в чарте. Мы живем в другом мире, и для него нам нужен другой чарт», — говорит он в материале для The Guardian.

«Это две разные вещи: то, что происходит в стриминге, и то, что происходит в области продаж. Вы не можете смешивать два понятия. Это две разные метрики, в том-то и проблема», — добавляет он.

99 проблем

Казалось бы, стриминг — благое дело: сервисы делают музыку доступнее для аудитории, а исполнители на этом зарабатывают. По данным Звукозаписывающей ассоциации США, доходы музыкальной индустрии в этой стране впервые показали рост, да еще какой: прирост в годовом исчислении составил 11,4%, что произошло впервые с 1998 года. Во всем виноват стриминг. Доходы от этих сервисов за год выросли еще больше — на 68,5% - и достигли отметки в $4 млрд. Потоковое аудио обогнало скачиваемые треки, диски и винил вместе взятые. Аналитики агентства Nielsen Music насчитали 431 млрд стримов за прошлый год.

Евгений Нетреба, партнер в Chernovetskyi Investment Group, член селекционного комитета Startup Weekend Kyiv, говорит, что в видео и музыкальном бизнесе есть свои правила игры, где всегда присутствуют правообладатель и компании которые «запускают» в прокат контент и отчисляют роялти.

«Это дает возможность артистам получать дополнительные доходы от своего труда. При этом пользователи могут выбирать подходящий им тарифный план — от индивидуального до семейного с музыкой без потерь качества для истинных аудиофилов», — говорит спикер.

Вроде бы все должны быть довольны: музыкальная индустрия вышла из сумрака, а стриминг стал зарабатывать. Не у дел оказались только сами исполнители, которые заработали за счет стриминга крохи. По-другому и не скажешь. Например, инди-группа Grizzly Bear опубликовала на официальной страничке в Twitter пост о том, что за счет потокового аудио заработала чуть больше $10 за 10 тыс. прослушиваний в Spotify. Кстати, Spotify и Tidal платят исполнителю $0,007 за каждое прослушивание, в Google Play Music чуть пощедрее — $0,0073, жадинами оказались Apple Music — $0,0013 за прослушивание. Не удивительно, что кантри-певица Тэйлор Свифт перед релизом своего альбома пообещала, что не разрешит выкладывать альбом «1989», если Apple Music откажется платить всем музыкантам за бесплатные прослушивания песен в течение трехмесячного пробного периода. Тем же путем пошла и британская певица Adele. В конце 2015 года певица выпустила альбом «25», который был продан в количестве 300 тыс. копий только за первый день в Великобритании.

После релиза ее альбома в музыкальной отрасли вновь возникли горячие споры по поводу роли потоковых сервисов, главным аргументом «против» был тот факт, что роялти, которые сервисы платят авторам, несопоставимы с тем, что они зарабатывают на реальных продажах своих альбомов. Одним словом, исполнители не очень жалуют стриминговые сервисы, не говоря уже о каких-то теплых чувствах. Единственная польза, которую они из этого извлекают, рост популярности и узнаваемости.

Бой с пиратами

В Казахстане ситуация еще сложнее. Дело в том, что большая часть местного рынка музыкальной индустрии нелегальная. Песни практически сразу попадают на пиратские сайты, откуда их потом можно без труда скачать. Ситуацию осложняют сами исполнители, которые добровольно отдают свои треки на подобные ресурсы, так как боятся, что не будут услышанными. По словам Тимура Балымбетова, генерального продюсера Gakku TV, иногда артисты просят презентовать свою песню, но также сообщают, что параллельно отдадут ее на сайты, где есть возможность бесплатного скачивания.

«Артисты настолько привыкли к нелегальным сайтам, что они, с одной стороны, хотят размещаться на iTunes, но боятся, что до слушателей их музыка может не дойти. Проблема тут в том, что пиратские сайты в Казахстане распространены. Титаническую силу привычки, когда мы используем пиратский контент или нелегальный контент, очень сложно искоренить. Ты можешь выпустить песню, и через какое-то время она попадет на такие сайты. Там ее можно спокойно и бесплатно скачать. Если ты можешь получить песню бесплатно, то отпадает смысл стримингового сервиса», — говорит он.

Получается, что стриминговым игрокам, прежде чем зайти на местный рынок, нужно будет вплотную заняться закрытием «нелегальных лавочек», работой с законодательной базой, а также как-то повлиять на уровень проникновения интернета.

«Развитие стриминга музыки на просторах СНГ во многом зависит от качества интернета на мобильных устройствах и цены на него. Почти всегда нужен безлимитный тариф, поскольку стандартного тарифа с несколькими сотнями мегабайтов интернета для постоянного прослушивания явно не хватит. Музыкальный рынок однозначно идет в сторону стриминга композиций и альбомов артистов через интернет, но физические носители я бы не списывал очень быстро из обихода, поскольку даже записи на пластинках еще неплохо держатся на плаву», — резюмирует Евгений Нетреба.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

стриминг музыка технологии

13.04.2017 • 08:40 1367

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus