В годовом отчете компания Control Risks определила шесть основных рисков, которые угрожают топ-менеджерам компаний в течение следующего года, передает CNBC. По словам генерального директора компании Ричарда Феннинга, неожиданный результат выборов в США и референдума в Британии, которые застали врасплох весь мир, изменили баланс, так что 2017 год станет одним из самых трудных для принятия стратегических решений бизнесом с момента окончания холодной войны, пишет vestifinance.ru.
Основные катализаторы для развития международного предпринимательства — геополитическая стабильность, торговая, инвестиционная либерализация — несут серьезные потери. Коммерческие взаимоотношения между государством, частным сектором и негосударственными компаниями становятся все более сложными, отметил Феннинг.
В Control Risks выделили шесть ключевых бизнес-рисков на 2017 год.
1. Политический популизм, который олицетворяют победа Трампа на выборах в США и решение большинства британцев покинуть ряды Евросоюза
Эра усиления контроля экономической политики и политики безопасности со стороны государства обеспечивает повышенную неопределенность для глав компаний.
Излишняя осторожность выходит на первый план из-за отсутствия ясности, когда речь идет о политике властей США и Великобритании, а также о глобальной торгово-экономической обстановке.
Наблюдаются риски и в плане дальнейших отношений между США и КНР, поскольку данная ситуация крайне важна для стабильности мировой экономики. Негатива в ситуацию может привнести и решение властей США отказаться от соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве.
По всей Европе начались разговоры о новых референдумах, касающихся членства в Евросоюзе. В то же время популизм в других частях мира, таких как часть Африки южнее пустыни Сахара, вызывает нервозность среди инвесторов.
2. Повышенная сложность в сфере кибербезопасности
В будущем году можно будет наблюдать увеличения конфликтности в законодательстве о защите данных в ряде стран, например, в США и ЕС сохраняются разногласия в этом вопросе. В Евросоюзе сложился единый цифровой рынок, а Китай и Россия подготовили законодательные изменения в области кибербезопасности.
Это приведет, как считают в Control Risks, национализации данных, что вынудить компании хранить информацию локально, это, в свою очередь, приведет к дополнительным затратам, поскольку компании не смогут соответствовать всем нормативным требованиям по передаче данных в каждой стране. Крайне негативно это отразится и на электронной коммерции.
Между тем, опасения по поводу терроризма и государственной поддержке кибератак приведет к ужесточению национального законодательства, добавив сложностей бизнесу.
3. Устойчивая террористическая угроза
Риски террористических актов в мире будут сохраняться в 2017 году, однако станут более фрагментарными. Окончательный крах так называемого «Исламского государства» в Сирии и Ираке приведет к исходу боевиков по всему миру.
Однако бизнесу в этом плане работать все труднее, поскольку корректировка на риск имеет решающее значение, включая решения, основанные на использовании Big Data, а также радикализацию инсайдеров, физическую безопасность и планирование дальнейших событий.
4. Потенциальные изменения в глобальном регулировании
Президентство Дональда Трампа может привести к трансформации глобальной регуляторной среды. Приверженность предыдущей администрации Белого дома парижскому соглашению по климату может быть оспорена.
В то же время закон Додда-Франка может подвергнуться существенным изменениям, а закон о коррупции за рубежом также не является неприкосновенным. Все это может вызвать цепную реакцию в плане регулирования по всему миру.
5. Усиление геополитического давления
Сирия, Ливия, Йемен и Украина, по всей видимости, останутся странами, где продолжатся серьезные конфликты. То же касается и Ближнего Востока, где сохранятся трения между Саудовской Аравией и Ираном.
Вместе с этим, как считают специалисты Control Risks, растущие дипломатические и военные аппетиты Китая будут распространяться на территорию от Средней Азии и Индийского океана до африканских стран на юге от Сахары.
А систематическое развитие ядерного потенциала Северной Кореи в корне меняет региональный и глобальный ядерный статус-кво.
6. Случайная эскалация стратегических конфронтаций
На фоне того, что крупные конфликты вряд ли возможны в Южном и Восточно-Китайском морях, сохраняется вероятность усиления милитаризации из-за разногласий между Китаем, соседними с ним странами и США.
В то же время Саудовская Аравия и Иран продолжают конфликт по поводу Ормузского и Баб-эль-Мандебского проливов, снятие санкций с Ирана подтолкнуло исламскую республику к мысли о вероятном противостоянии инфраструктуры безопасности США и Саудовской Аравии, а Россия не отказывается от патрулирования воздушного пространства рядом с Европой, а также продолжает укреплять позиции своего флота в Черном и Средиземном морях, чтобы укрепить свои позиции в Крыму и Сирии.
Консультанты по рискам из Control Risks предложили компаниям одну из трех стратегий на 2017 год — стать «ковчегом», «акулой» или «китом». «Ковчег» займет оборонительную позицию и сосредоточится на основном бизнесе и рынках, тогда как «акулы» возьмут на вооружение более агрессивный подход в попытке найти новые виды деятельности и площадки для работы. «Китовая» стратегия подойдет крупным компаниям, обладающих значительными финансами. такие компании должны попытаться пробиться в сфере крупных слияний и обеспечить себе доминирующую позицию на рынке. Но реализации такой стратегии могут помешать протекционизм властей и крайне зоркие регуляторы.