В Китае показатель так называемого кредитного разрыва, который считается БМР одним из наиболее надежных индикаторов будущих банковских кризисов, достиг рекордных показателей, пишет РБК.
«Кредитный разрыв» представляет собой разницу между отношением кредита к ВВП и средним показателем этого соотношения за прошлые периоды. В случае если этот показатель превышает 10%, то, по оценке БМР, банковская система страны может столкнуться с кризисом в любой момент в течение ближайших трех лет. По данным последнего квартального доклада БМР, показатель «кредитного разрыва» в Китае составляет 30,1%.
По этому показателю Китай лидирует с большим отрывом: в частности, у Канады, данные по которой также отражены в докладе, превышение нормы в соотношении кредитов и ВВП гораздо ниже — 12%.
Банк отмечает, что в двух третях случаев, когда «кредитный разрыв» составлял более 10%, в течение трех лет банковские системы сталкивались с проблемами.
Показатель «кредитного разрыва» в Китае впервые превысил «опасные» 10% еще в 2009 году, однако кризисные явления пока не коснулись банковского сектора КНР. Как отмечает Financial Times, менее вероятным кризис делает тот факт, что объем кредитов, которые китайские банки выдают в иностранной валюте, остается достаточно низким.
По данным БМР на конец первого квартала 2016 года, объем кредитной задолженности в Китае составил 255% ВВП страны (27,2 трлн долларов). При этом в процентном отношении этот показатель в Китае ниже, чем в Японии (394%), Великобритании (271%) и в среднем по еврозоне (271%). Однако беспокойство экономистов вызывают темпы, которыми растет в Китае данный показатель: еще в 2008 году он составлял 147%. На опасность растущего кредитного долга китайского корпоративного сектора указывал в июньском докладе МВФ заместитель главы фонда Дэвид Липтон.
«Несмотря на то, что корпоративный долг Китая пока управляем, этот показатель велик и продолжает расти. Решение данной проблемы обязательно для избежания серьезных проблем в будущем», — отмечал он. Goldman Sachs в своем докладе, посвященном данной проблеме, указывал, что «любая крупная страна, в которой быстрыми темпами растет объем выданных кредитов, сталкивается с финансовым кризисом или длительным замедлением роста ВВП».
По подсчетам МВФ, около 1,3 трлн долларов кредитов китайские банки выдали компаниям, не располагающим необходимым потоком денежных средств. Общий объем задолженности китайского корпоративного сектора перед банками составляет 171% ВВП.
Опасность растущей закредитованности корпоративного сектора осознают и китайские власти: еще в конце 2015 года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на совещании заявил о необходимости покончить с «компаниями-зомби» (то есть прекратить поддерживать компании, которые хронически терпят убытки).
На опасность роста китайского долга указывали многие авторитетные эксперты и инвесторы, в том числе миллиардер Джордж Сорос, по словам которого бóльшая часть выдаваемых в Китае кредитов тратится на поддержку убыточных предприятий и покрытие плохих долгов, в то время как сама модель роста экономики за счет избыточного кредитования напоминает то, что происходило в США в 2007–2008 годах накануне финансового кризиса.
Как отмечает Bloomberg, власти Китая, по-видимому, нашли способ, чтобы поставить под контроль кредитную экспансию, при этом не ставя под удар рост реальной экономики. В последнее время можно увидеть тенденцию к смещению фокуса кредитования с корпоративного сектора на домохозяйства. В августе 2016 года объем выданных китайскими банками кредитов домохозяйствам вырос на 21% по сравнению с годом ранее. Объем кредитов корпоративному сектору вырос при этом лишь на 10%, пишет Bloomberg.
БМР проанализировал «кредитные разрывы» в 42 странах и еврозоне. Помимо Китая, в «опасной» зоне оказалась лишь Канада (12%). Высокие показатели «кредитных разрывов» у Турции (9,6%), Мексики (8,8%) и Швейцарии (7,2%). В России этот показатель, по оценкам БМР, невелик — 3,7%.