Саудовские потребители крайне ограничены в средствах, так как власти королевства стремятся снижать расходы и сокращать зависимость от экспорта энергоносителей после двухлетнего спада стоимости нефти. Об этом пишет информационное агентство Vesti Finance.
Уже сокращены субсидии на бензин, электричество и воду. Инициатор этих действий - заместитель кронпринца Мохаммед бин Салман - обещает снизить зарплаты в государственном секторе, увеличить визовые сборы.
Необходимо отметить, что экономия – понятие весьма относительное для Саудовской Аравии. Бензин здесь, согласно мировым стандартам, один из самых дешевых в мире. За сравнительно небольшую плату можно нанять прислугу по дому, при этом в большинстве стран западного мира это либо роскошь, либо пережиток прошлого. Власть стремится предоставить своим гражданам все мыслимые и немыслимые блага в обмен на лояльное отношение.
«Предлагаемые реформы могут и не снизить зависимость Саудовской Аравии от нефтяных доходов. Почти наверняка этого не произойдет. Тогда королевство останется уязвимым к резким перепадам цен на нефть. А это уже пошатнет стабильность страны», — отметил Брюс Ридель, старший научный сотрудник Института Брукингса.
На фоне сокращения государственного финансирования падают темпы роста потребительских расходов. Согласно прогнозам ,к 2017 и 2018 годам они снизятся до 2-3% с 6-7% за последнее десятилетие, свидетельствуют данные лондонской компании Capital Economics. В I квартале этого года импорт из стран ЕС упал примерно на 10%.
Поколение 33-летних в Саудовской Аравии больше привыкло к роскоши и изобилию, чем их родители. Если в 1990 году ВВП на душу населения составлял 29 500 долларов, то в прошлом году он равнялся 53 624 долларам, согласно данным МВФ.
Непредвиденный скачок в экономике за последние десятилетия резко изменил облик крупных городов, в крупных торговых центрах которых теперь можно найти роскошные бренды, такие как Hugo Boss и Louis Vuitton. Ряды госсектора пополнились миллионами саудовских граждан, многие из которых предпочитают жить по принципу «получай больше – работай меньше».
Согласно данным Bloomberg, в этом году экономика королевства вырастет на 1,5%. Если не считать рецессию 2009 года, это самый медленный темп роста за последние десять лет. По оценкам МВФ, рост в среднесрочной перспективе упадет на 2,5%. Этого будет явно недостаточно, чтобы снизить безработицу среди молодежи, которая сейчас находится на одном из самых высоких уровней в мире.
Но все могло быть и хуже: жители королевства избежали кризиса благодаря большому объему валютных резервов, которые накопило государство за десятилетия высоких цен на нефть.
Королевство израсходовало около 175 млрд долларов иностранных активов ЦБ, объем которых в августе 2014 года составлял 737 млрд долларов. Дело в том, что власти таким образом пытаются финансировать дефицит бюджета, который достиг 16%.
Национальный план трансформации предусматривает сокращение доли расходов на содержание государственных служащих в бюджете с 45% на данный момент до 40% к 2020 году Также план подразумевает продажу акций государственных компаний, в том числе нефтяного гиганта Saudi Aramco и создание крупнейшего в мире суверенного фонда. Кроме того, планируется изменить правила и нормы, которые тормозят развитие частного бизнеса.
План, представленный общественности с большим пафосом в июне, был встречен с некоторым скептицизмом, причем не только за рубежом.
Все худшее впереди?
Бизнесмены также чувствуют себя неспокойно. Последнее время они все чаще выступают с жалобами на то, что становится все труднее работать, так как власти задерживают выплаты подрядчикам.
И если так продолжится и дальше, все это выльется в большие проблемы для 31-летнего принца Мухаммеда. Он возглавляет министерство обороны, что заставляет его нести ответственность за войну в Йемене, кроме того, он возглавляет Совет по вопросам экономики и развития Саудовской Аравии. Провал в процессе достижения целей или слишком резкие корректировки намеченного плана могут навредить имиджу страны и королевской семье, в частности.
«Я думаю, что в первую очередь под угрозой находится имидж королевской семьи», — заявил Грегори Гаузе, профессор международных отношений в Texas A&M University.
Принц Мохаммед несет ответственность за войну в Йемене. Если он потерпит поражение в этом вопросе, имидж его семьи резко упадет. Сейчас это может быть и неважно, но даст о себе знать, когда его отец сойдет со сцены.
Гаузе приводит примеры жесткой экономии на Ближнем Востоке, которые привели к неприятным последствиям. В богатом нефтью Алжире в середине 1980-х годов МВФ ввел сокращение расходов во время падения цен на энергоносители. Это вызвало протесты и помогло исламистской оппозиционной партии страны выиграть муниципальные выборы. После этой победы Алжир погрузился в десятилетие террора и насилия.
Вряд ли этот сценарий приемлем для Саудовской Аравии, которая богаче, стабильнее и имеет десятилетия партнерских отношений с США. Власти дали понять, что готовы к недовольству общественности. Принц Мохаммед заявил в апреле, что правительство хотело смягчить влияние сокращения субсидий для бедных граждан. После публичных жалоб по поводу роста цен министр водоснабжения был уволен.
В конце концов определять жизнеспособность плана принца Мухаммеда будут молодые саудовцы. Почти 60% жителей 21-миллионной страны моложе 30 лет.