Двусторонние соглашения между странами – вещь не новая. При таком раскладе два государства, обычно соседствующие, договариваются о снятии определенных пошлин, снижении таможенных тарифов и прочих ослаблениях. Другое дело, когда стран становится больше, вместе они составляют 40% мировой экономики и объединяют их не только общие границы. Речь идет о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП) – крупнейшего за последние 20 лет торгового соглашения после Североамериканской зоны свободной торговли. В 2005 году Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия заключили торговое соглашение – так началась история партнерства. После того, как США в 2008 году разочаровались ходом переговоров по ВТО в Дохе, страна проявила интерес к ТТП. Будущий проект объединения, куда войдут США, держался в полном секрете, общественность не догадывалась о процессе переговоров и условиях соглашения. Поэтому намерение о создании торгового соглашения, которое было озвучено 5 октября прошлого года, стало неожиданностью.
Однако известны общие мазки: соглашение регламентирует вопросы таможенного сотрудничества, сельского хозяйства, финансов, инвестиций и интеллектуальной собственности. Страны-участницы договорились о беспошлинной торговле по широкой номенклатуре товаров. Согласно подсчетам администрации Обамы, будут упразднены порядка 18 тыс. пошлин, которыми облагаются американские товары. Так, больше всего от создания ТТП могут выгадать американские автомобилестроители.
«Пошлина на импортные японские машины составляет 2,5%. За 15 лет она сократится до 2,25%, а еще через 10 лет уменьшится до нуля. Между тем 25%-ная пошлина на японские грузовики после вступления соглашения в силу будет действовать еще 30 лет», – объясняет ситуацию в своем материале Шон Доннан, обозреватель Financial Times. Он также указывает на то, что стоит «пожалеть канадских производителей молочного шоколада», так как канадские сладости для США на протяжении будущих 30 лет будут облагаться пошлиной в 37,2 цента за килограмм плюс 4,3%.
Союз охватывает не только традиционные вопросы либерализации торговли, но и государственные закупки, борьбу с коррупцией и снижение роли государства в экономике.
«Формирующаяся зона свободной торговли принесет странам-участницам существенные экономические выгоды, связанные, например, с ускорением темпов роста ВВП на фоне роста сальдо торговых балансов, притока инвестиций и активизации деловой активности. Последние годы ВВП США рос немного медленнее, чем мировая экономика. Таким образом, ускорение темпов роста экономики Соединенных Штатов способствует возвращению утерянных позиций», – говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ».
«США не могут позволить таким странам, как Китай, писать правила глобальной экономики», – сказал президент Барак Обама, комментируя заключение соглашения ТПП. Существует точка зрения, что США и Япония созданием ТТП пытаются сдержать доминирование КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По словам Нигматуллина, рано говорить о вытеснении Китая США и Японией. «Реализация ТТП никак не повлияет на китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути». Размеры китайской экономики столь велики, что стране необходимо развивать интеграционные процессы сразу в нескольких частях света. Трактовка ТТП как однозначно антикитайского пакта некорректна, поскольку КНР потенциально может стать участником данного объединения», – считает эксперт. Бытует мнение, что в ТТП могут войти Китай, Филиппины и Южная Корея.
Создание ТТП стало неожиданностью и для стран – членов ЕАЭС. Поскольку переговоры по ТТП шли секретно, страны – участницы ЕАЭС не успели выработать общую позицию. Показательно то, что не просчитаны положительные и отрицательные эффекты от взаимодействия двух торговых организаций на примере Вьетнама. Напомним, что Вьетнам, который входит в ТТП, является одновременно и участником Соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
Показательно и другое: не выработана позиция Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – наднационального регулирующего органа ЕАЭС. Так, в начале декабря министр ЕЭК по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая, выступая на Евразийском экономическом конгрессе, пространно заявила: «Совершенно точно это создает вызовы для евразийской интеграции. Но, на мой взгляд, эти проекты для ЕАЭС создают и позитивные моменты».