На сегодняшний день конфликт между Россией и Западом привел к двум значимым последствиям. Первое состоит в том, что идея общеевропейского дома от Атлантического до Тихого океана, родившаяся 25 лет тому назад, провалилась.
Второе - ее место заняла вероятность создания «евразийского дома», пишет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов на страницах немецкой газеты Frankfurter Allgemeine. И архитектором этого нового «дома» станет Китай, пишет inopressa.ru.
Так, осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин сделал «хорошо продуманное предложение: глава КНР высказал идею о создании экономического пояса от Китая до Европы - другими словами, нового Шелкового пути».
Таким образом, как отмечает автор, китайский лидер отреагировал на одну из главных причин конфликта на Украине - на конкурирующие предложения России и ЕС вступить в Таможенный союз или подписать соглашение об ассоциации с ЕС. «Только в то время как Россия и ЕС твердили, что участие в их блоке исключает возможность участия в другом, китайское руководство постаралось избежать этого и не диктовало своих условий», - подчеркивает Лукьянов.
«Вот в этом как раз и заключался стратегический поход, который серьезнейшим образом отличается от подхода России, европейцев и американцев: вместо того чтобы использовать политические инструменты, которые вполне могут привести к политическим трениям, Китай просто предложил деньги, - поясняет автор. - С помощью миллиардов, полученных от экспорта, КНР будет предоставлять помощь на развитие стран вдоль Шелкового пути. Причем китайцам будет совершенно неважна политическая система во всех этих странах начиная с Центральной Азии и Прикаспийского региона вплоть до Южной и Юго-Восточной Европы. (...) Куда важнее для них экономическое участие в регионах, нуждающихся в помощи, для которых Запад так и не смог найти решения. В результате проект нового Шелкового пути распространит влияние Красного дракона на страны Средней Азии, Балканы, Ирак и Грецию». «Причины же того, что Китай устремляет свой взор на Восток, отчасти лежат на Востоке: в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути у китайской экспансии стоят США».
«Помимо упомянутых стран, Шелковый путь охватит страны, которые Россия хотела бы видеть в своем Евразийском экономическом союзе. Но Пекин и не претендует на нормативно-правовую целостность евразийского пространства и не ставит никаких критериев для вступления. Он просто будет инвестировать деньги исходя из своих политических и экономических приоритетов для того, чтобы чуть позже собрать богатый урожай. Ни больше, ни меньше», - пишет автор.
Россия, кстати, уже просигнализировала о своем желании присоединиться к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB) и все больше сближается с китайцами: в конце марта первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев согласились поддержать Шелковый путь.
«В результате этого Москва проводит радикальный поворот в своей азиатской политике: фактически цель России единолично доминировать на постсоветском пространстве похоронена. Причем Китай добился этого успеха, ни разу не подвергнув сомнению российскую позицию и не пойдя на конфронтацию с ней», - передает inopressa.ru.
«Разумеется, в медийном плане украинский кризис затмит собой это событие, - резюмирует Лукьянов. - (...) Но этот кризис, каким бы болезненным он ни был, имеет лишь небольшое значение для будущего России и Европы. Главное - Китай превращается в ведущую евроазиатскую державу и использует благосклонность момента, в котором сама Европа превращается в «червеобразный отросток Азии». Европе пора понять, что Китай - это уже не Дальний Восток. Китай уже стоит прямо у дверей».
Китай стоит прямо у дверей Европы
Проект Шелкового пути распространит влияние КНР на Среднюю Азию, Балканы, Ирак и Грецию
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.