Потребителям пришлось искать альтернативные бренды из-за санкций –
многие товары из стран, попавших под эмбарго, исчезли с полок, считают
эксперты Romir. В конце октября 8% опрошенных покупателей говорили, что
вынуждены покупать новые марки продуктов, объясняя это исчезновением с
прилавков привычных товаров.
Вторая причина – рост цен на импортные
товары: из-за обвала курса рубля некоторые продукты подорожали почти
вдвое, пишет РБК.
Количество брендов продуктов питания в корзине российского покупателя в 2014 году выросло на 7,8%, подсчитал исследовательский холдинг Romir. Лидером по части разнообразия стал сыр: число новых торговых марок, которые посетитель покупает в магазине, выросло на 12,8% (по данным Росстата, производство сыра в России выросло в 2014 году на 14%). Те же данные по молоку свидетельствуют о росте на 5,1%, по йогурту – на 2,4%.
Количество брендов рыбной продукции в корзине покупателя, по данным исследования Romir, напротив, уменьшилось на 6,4%, а число брендов мясной продукции – почти не изменилось. Эти цифры говорят скорее о падении потребления рыбы в целом, считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его мнению, потребители стали покупать больше обезличенной рыбной продукции (например, соленая семга на развес) в несетевых магазинах или на рынках – там, где она продается без торговых марок. Производители мясной продукции говорят о том, что на прилавках и до введения эмбарго и роста курса доллара было много продукции российских производителей – за исключением деликатесов.
«Наименее защищенные слои оптимизируют свою корзину за счет переключения на бренды более низкого ценового сегмента, а остальные покупают привычные товары и пытаются оптимизировать расходы за счет поиска промоакций», – сообщила руководитель департамента панельных исследований Romir Инна Афанасенко.
Изменения в ассортименте признают и ретейлеры. Доля российских товаров на полках сетевых магазинов с момента введения продовольственного эмбарго выросла на 2–10% в зависимости от формата торговой сети. Многие выпавшие позиции заменили недорогие продукты под собственными торговыми марками (СТМ) сети, в том числе за счет российских поставщиков. СТМ теперь представлены в каждой категории по «первой», то есть самой доступной, цене.