Наблюдая за нынешним кризисом на Украине, важно учитывать более широкий контекст, который оказывает влияние на действия и решения каждого из участников этого кризиса. Это важно как для США, ЕС и Украины, так и для России, пишет Вероника Сушова-Сальминен в Parlamentnilisty.cz.
Россия формирует современную украинскую политику в значительно более широком контексте, и эта политика оказывает влияние не только на российское отношение к странам Запада, но и к ближайшим соседям. Особенно значительное влияние оказывается на проект евразийской интеграции, на динамику отношений между его участниками и потенциальными кандидатами, пишет inosmi.ru.
Интеграционный проект Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — флагман третьего президентского срока Путина. В декабре 2012 Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала проект методом «ресоветизации» постсоветского пространства, заявив, что «мы знаем, в чем состоит цель этих усилий, и мы пытаемся найти эффективные средства для того, чтобы замедлить или остановить этот процесс». Из этого высказывания стало понятно, что США выступает против этого проекта.
Сегодня по прошествии нескольких лет нельзя не отметить, что некоторые утверждения Путина не прошли испытания временем. По крайней мере, что касается Украины. Все это время, параллельно с кризисом на Украине и стремлением на внешнеполитическом уровне урегулировать не только сам кризис, но и складывающиеся под его влиянием отношения с Западом, Путин реализует свою политику на уровне партнеров по ЕАЭС, точнее Таможенному союзу и уже созданному экономическому пространству.
Во-первых, становится понятно, что Москва не имеет возможности оказывать на обе эти страны неограниченное давление. Астана и Минск явно не пляшут под дудку Москвы. Их взаимоотношения имеют массу нюансов. Москве приходится действовать осторожно, искать компромиссы и гасить разногласия, которые возникают между лидерами стран.
Сегодня украинский кризис ослабляет отношения России с партнерами по Союзу. Несмотря на то, что в руках Лукашенко не так много козырей, он знает, что без участия Беларуси проект будет похоронен. Позиция Казахстана сильнее: его козырь, в первую очередь, это Пекин, с которым он поддерживает хорошие экономико-политические отношения. Неплохие отношения у Астаны и с Вашингтоном. Очевидно, что оба партнера видят в ЕАЭС не способ укрепить Россию, а скорее способ укрепить себя через сотрудничество с Россией. Немаловажны и экономические интересы. В апреле России пришлось пойти на уступки партнерам в виде 33 млрд. долларов ежегодно. По мнению некоторых экспертов, сумма слишком велика для российской экономики, пишет автор статьи.
Сегодня ни Беларусь, ни Казахстан не поддержали Россию в ее санкционной политике против Запада и держатся в стороне от конфликта. Беларусь продолжит импортировать на свой рынок западные продукты питания. Страна также отказалась ввести санкции против Украины, с которой ведет активный трансграничный и приграничный товарообмен.
Казахстан тоже знает себе цену, хотя его позиция в отношениях с РФ имеет свои лимиты. С позиции Астаны союз с Россией пока наиболее выгоден. Но Казахстан осознает свой потенциал в свете планов Китая на Центральную Азию (Новый Шелковый путь) и располагает довольно обширными природными богатствами, которые дают ему определенный экономический люфт в отношениях с Россией и Китаем. При этом Пекин идет по пути щедрых экономических инвестиций, а не политического давления, и его интересуют богатые природные ресурсы Казахстана. Острым вопросом в отношениях между Россией и Казахстаном представляется и проблема Нагорного Карабаха.
Интерес к евразийской интеграции проявил Кыргызстан, который в рамках подготовки к вхождению в Союз попросил у Москвы — 500 млн. долларов. А в мае 2014 года Кыргызстан запросил еще 1,5 млрд. долларов у Москвы и 177 млн. долларов у Астаны. В настоящее время кыргызская экономика ориентируется в первую очередь на китайский реэкспорт, и специалисты прогнозируют возникновение ряда проблем, связанных с экономической интеграцией этой страны с остальными членами союза. Соседний Таджикистан подумывает вступить в союз после вхождения Кыргызстана, с которым у него общая граница.
В последние годы в Центральной Азии проявляет себя новый сильный игрок — это Турция. Она наращивает свое присутствие, прежде всего, в экономической области инвестиций, а также благодаря культурным и образовательным программам. С 2012 года Турция имеет статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества. Казахстан уделяет отношениям с Турцией довольно большое значение в своей многовекторной внешней политике и членство довольно сильной с экономической точки зрения Турции, безусловно, было бы на руку Казахстану и послужило уравновешивающим фактором в отношениях с Россией.
Взгляд на евразийскую интеграцию как на новый Советский Союз не соответствует нынешним условиям и реальным возможностям. Украинский кризис — ощутимая проблема, которая влияет на отношения между всеми членами и ослабляет позиции Москвы в переговорах. Необходимо учитывать и то, что более чем за 20 лет, прошедших после краха СССР, постсоветские страны отдалились от России как в культурном, так и в политическом отношении, пишет Вероника Сушова-Сальминен.
Несомненно, с точки зрения России, цель интеграции — усиление ее влияния в постсоветском регионе, стабильность и создание нового полюса мирового устройства, выразителем мнения которого и стала бы Россия. Но для этого ей придется продолжить расширение Союза. Разумеется, достичь этого возможно, но это будет сложно и, надо добавить, для Москвы очень дорого.
Чего боятся американцы?
Хиллари Клинтон назвала ЕАЭС методом ресоветизации постсоветского пространства
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.