Цитата неизвестного мыслителя звучит печально, но веет правдой. Кстати, «американской мечте», впоследствии ставшей интернациональным трендом этот статус тоже кто-то присвоил. Как впрочем и другим символам свободы и независимости – от ковбоя-«Мальборо» до четырех стервозных self-made women из сериала «Секс в большом городе». И пока одни продолжают ругать «загнивающий Запад», запивая приступы праведного гнева ехидно пузырящейся кока-колой и нервно закуривая «штатовским» «Camel», путешествие на «родину демократии» может стать поистине незабываемым.
Четкий план экономит бюджет
Выбирая для первого знакомства с Америкой Нью-Йорк и его окрестности, покупку авиабилетов «эконом»-класса лучше планировать загодя или поджидать акций от авиаперевозчиков. Хорошая реакция и раннее бронирование существенно сэкономят бюджет. Учитывайте, что не все тематически полезные сайты (letidomoy.com, transaero.com, priceline.com) принимают номера счетов от малознакомых в мире банков.
Не в сезон (зимой, после рождественских праздников, и в самые знойные месяцы) слетать туда-обратно можно за $800-900 (включая аэропортовые сборы). В сезон (весна, осень, рождественские праздники) цены подскочат в 2-3 раза! А вот в мороз не каждый рискнет продрогнуть под порывами ледяных ветров Манхеттена. Да и в самый разгар лета центр Восточного побережья вызовет живые ассоциации с адской сковородкой. «100-процентная» влажность от океана и палящий зной – не самые лучшие условия для длительных прогулок.
Вариантов стыковки масса: Амстердам, Абу-Даби, Стамбул, Москва, Лондон, Франкфурт и т.д. Неплохой выбор - столица Нидерландов. Единственное неудобство – из Алматы лететь 7 часов. В целом же, европейский сервис и чопорное радушие международного аэропорта Схипол (Shipol) имеет серьезное преимущество перед разухабисто-гастарбайтерским терминалом Шереметьево и совсем не «эконом»-ценами от арабских, немецких и британских перевозчиков. Впрочем, и воздушная гавань российской столицы может оказаться весьма кстати: во-первых, если летишь с ребенком (полет Алматы-Москва занимает всего 5 часов), во-вторых, если удастся сократить время стыковки рейса Москва-Нью-Йорк (минимум – 3 часа). Тут кому как повезет.
При удачном стечении обстоятельств и минимальном промежутке ожидания стыковочных рейсов, полет занимает около 20 часов. «Это же почти сутки! Одно мучение!», - предупреждали меня друзья и родные, для которых и 5 часов лету до турецкого Средиземноморья подобны геракловым испытаниям. На деле все оказалось проще – моя привычка засыпать сразу после взлета и туристический дебют дочери у иллюминатора оказались отличным тандемом, как бы цинично это не звучало. Адаптации к местному времени тоже практически не было. Разница в 11 часов почти не ощущалась благодаря теплому приему и жажде новых впечатлений.
Рамки туризма
Вопреки стереотипам, знаменитая франко-американская Статуя Свободы вовсе не является главной вехой, манящей к своим берегам трансатлантические суда. И более того, не имеет никакого отношения к Нью-Йорку! Эта информация шокирует многих, но по-прежнему широко не афишируется. Дело в том, что остров Свободы находится посреди реки Гудзон (Hudson River), в территориальных водах штата Нью-Джерси. Прибывающим в нью-йоркскую гавань океанским лайнерам приветливо подмигивает огоньками Брайтон Бич в Бруклине, чье население может вполне заслуженно гордиться изобретением нового иностранного языка «рунглиш» - вводящего в ступор приезжих и единственному понятному сленгу для всех иммигрантов из Союза.
Увидеть лично медную Либерти-леди с факелом в руке - первостепенная задача и для любознательных путешественников, и для ленивых туристов, и для вечно спешащих командировочных.
Вариант первый – бесплатный: сесть на паром на причале South Ferry или Battery Park на Манхеттене и за полчаса пути до Staten Island увидеть грандиозную панораму из сверкающих небоскребов, знаменитый Бруклинский мост и не менее впечатляющий Веризано Бридж. Сойти на берег, ненадолго смешавшись с разноцветной толпой, и снова отправиться в обратный путь.
Вариант второй – для тех, кто не ищет легких путей: отправиться в короткое плавание с другого берега (станция «Liberty State Park», штат Нью-Джерси), предварительно осмотрев достопримечательности Джерси-сити. Третий вариант – вертолетная экскурсия над Манхеттеном. Недешево, но эффектно!
За 20 минут воздушной романтики придется выложить около $1000. Цена указана для компании до 4-х человек. Каждый следующий пассажир оплачивает свое место дополнительно (+$150). Плюс еще по $35 с человека перед стартом (сбор за безопасность и комиссионные). И еще раз о пользе раннего бронирования – билеты на ту же самую экскурсию нам удалось приобрести всего за $600 на Groupon.com. Cледите за акциями!
Покорителям хайвеев
Поселившись в Нью-Йорке, можете не переживать о транспорте! Весь Манхеттен, а также большая часть Бруклина, Квинса и Бронкса буквально изрыты ветками метрополитена. На острове Стейтен Айленд – своя система рельсового транспорта, но для начала туда нужно добраться на пароме, автомобиле или автобусе. А вот таксисты местные жалости не знают. За пару кварталов сдерут $20, глазом не моргнув. При этом, поездка из международного аэропорта им. Джона Кеннеди до Манхеттена обойдется в $60-70.
Если ваши интересы выходят за рамки среднестатистического туриста, возьмите в аренду автомобиль. За Toyota Corolla или Volkswagen Jetta в день вы заплатите около $30. Микроавтобус для большой семьи $150-200 в сутки. На каждое предложение имеются разные варианты «deals» (скидок). С помощью сайтов компаний по аренде автотранспорта реально сэкономить 10-20 процентов, при условии, что берешь машину минимум на неделю.
Нередко владельцы устанавливают низкие фиксированные цены по определенным направлениям: к примеру, семейный мини-бас по маршруту Нью-Йорк-Майями на 10 дней может стоить дешевле любого седана на неделю в пределах города. Американцы шутят – «В Америке на один товар 10 скидок». Так и есть! Главное знать где, что и как.
«Оседлав» железного коня, можете спокойно насладиться ездой. Ограничений здесь не так много, основных дорожных знаков едва ли наберется с десяток. Все остальные предупреждения написаны словами, простыми и понятными даже школьнику.
Американская полиция за кустами не прячется и «чаевые» не признает, лихачи редкие особи, а «чайники» тут тихие. Все знают – нарушать себе дороже, ибо штраф легко может превысить месячный заработок казахстанской школьной учительницы.
Свой «тикет» (штрафной талон) нарушитель получит либо по почте, либо из рук офицера лично. Местная «жол полициясы» часто работает «under cover» (под прикрытием). Едет в общем потоке неприметный седан и вдруг моментально включает спецсигналы и по рации приказывает остановиться. Сделав это по первому требованию, выходить из машины водителю нельзя ни в коем случае. Страж порядка может расценить это как атаку и выстрелить (первое правило полицейского - «zero tolerance», что означает – сначала стреляю, потом задаю вопросы). Полицейский подойдет к машине сам. Ваша задача дожидаться, положив руки на руль и далее делать все по приказу полицейского. Шутки с представителями закона здесь могут закончиться как в плохом детективе.
Зло в тарелке
Любой фаст-фуд априори модно считать вселенским злом. Вы удивитесь, но сами американцы думают также. Даже название для бургер-меню придумали специальное – «Junk food» (нездоровая пища). Успешные представители нации всерьез озабочены своим рационом – продукты покупают втридорога в органических магазинах, считают калории, пьют витамины. Иметь абонемент в спортзал – признак хорошего тона (ходить туда не обязательно, но пусть будет). К тому же, качалки уровня «World class» доступнее некуда. Согласитесь, $50 в месяц за семью из четверых человек просто подарок какой-то!
Но если все кушают кашки, да качают пресс, то кто же тогда борется с ожирением? Парадокс, но большинство тех, у кого «чемодан» на пятой точке – безработные иммигранты. Честные налогоплательщики обеспечивают их не только пособием, но и талонами на еду. Только и остается сидеть перед телевизором и наращивать «подушки безопасности».
Выбрав из двух зол меньшее, мы дома готовим сами, вплоть до хлеба. Помню, как раньше смеялась над нехитрым ежедневным меню моих бабушек - «вам бы все борщ, да пельмени». На проверку оказалось, что русско-казахско-узбекский микс – идеальный вариант на тему «вкусно и сытно». Изрядное разнообразие вносят свежайшие и недорогие морепродукты (лобстеры, креветки, устрицы – от $12-15 за килограмм), а также овощи и фрукты. Понятие «сезонность» в этой стране отсутствует, ибо южные и западные штаты круглый год обеспечивают соседей спелыми и зрелыми апельсинами, яблоками, арбузами, и вообще чем угодно.
Ресторанный рейтинг
Признаюсь, мы тоже «адские» фаст-фуды стороной не обходим. В моем личном рейтинге пальму первенства удерживает мексиканская сеть быстрого питания «Chipotle». Лозунг бренда – «Качественная еда – хороший бизнес!» полностью себя оправдывает. Вы можете заказать микс из натуральных ингредиентов (на выбор: рис, бобы, зелень, мясо-гриль, овощи, соус) в тарелке, а можете завернуть их в некое подобие тонкого лаваша и унести с собой ($6,50). В дополнение рекомендую взять порцию гуакамоле (пюре из авокадо с лимонным соком и специями) с кукурузными чипсами - «такос» ($3).
Пожалуй, единственное, чем не располагает американский общепит – натуральными напитками. Альтернативу разным видам газировки составляют лишь вода и Ice tea. Лед в стаканы везде кладут по умолчанию. Так что предупреждайте официантов о своих предпочтениях заранее. Кстати, вегетарианцы тоже голодными не останутся. Редкое заведение в США не заботится об этой категории гурманов.
Если бы я была экспертом «Мишлена», то пару звезд присвоила бы японским «хибачи». И не только за содержание, сколько за исполнение. «Хибачи» – это когда все рассаживаются вокруг плиты, а повар прямо перед вами устраивает кулинарное шоу – жонглирует кухонными томагавками, на лету разбивая яйца, заставляет одним ртом ловить кусочки овощей, поджигает «вулканы» из луковых колец и всячески удивляет ловкостью рук и сноровкой. Одним словом, эдакое ресторанное веселье длинною в полчаса. На самом деле, такой способ готовки называется «теппаньяки» (и наверняка отечественным завсегдатаем суши-баров это слово знакомо), а «хибачи» - это японская печка, которая вообще предназначена для обогрева домов. Слово «хибачи» прижилось в Америке, потому что его выговаривать проще. И если тэппаны были обычным делом в домах японских крестьян еще в 19-м веке, то в ранг искусства тэппанъяки возвел ресторан «Мисоно» в городе Кобе (Япония) в 1945 году, когда стал любимым заведением американских солдат и офицеров. Посему нет ничего удивительного в том, что подобный ресторан стал чрезвычайно популярным и на самой территории США. Со временем, театральное мастерство поваров развилось в целое искусство. Грамотно подметил японский писатель Юнихиро Танизаки: «Японская кухня – это не то, что едят, а то, на что смотрят». Что же касается вышеупомянутых суши-баров, то здесь их не считают уделом «золотой молодежи». Более того, называют «буфетами» и не сидят там часами, демонстрируя окружающим безупречный макияж и новое платье. Платья американки вообще носят редко.