Стартовал первый раунд переговоров между США и ЕС о создании зоны свободной торговли, которая поможет обеим сторонам успешно конкурировать с такими развивающимися странами, как Китай и Индия, сообщает РБК Daily.
Благодаря соглашению ежегодный доход ЕС увеличится на 159 млрд. долларов, США — на 127 млрд. долларов. Однако существующие разногласия могут затянуть переговоры и даже поставить их под угрозу срыва.
Переговоры планируется завершить в 2014 году, но до этого момента сторонам придется разрешить ряд крайне серьезных разногласий. В первую очередь, речь идет об аграрном и продовольственном секторах. США экспортировали в ЕС аграрную продукцию на 10,1 млрд. долларов в 2012 году. Однако в этой сфере между двумя сторонами существуют многочисленные ограничения. В ЕС действует запрет на импорт и продажу генномодифицированных продуктов из США, поскольку потенциальные риски от них еще до конца не изучены. Ранее канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Европа не намерена идти на уступки в это вопросе.
В то же время для США ЕС представляет большую ценность как рынок сбыта таких продуктов. Так, 90% урожая кукурузы и 93% сои в США генномодифицированы. ЕС, со своей стороны, требует от США, чтобы на европейские компании не распространялось действие закона Buy American, согласно которому при госзакупках предпочтение отдается американским товарам. При этом в США введен запрет на ввоз говядины из Европы из-за коровьего бешенства.
Особо жесткая позиция на переговорах у Франции. Правительство Франсуа Олланда, в частности, беспокоит будущее французской кино-, теле- и медиаиндустрии. Франция субсидирует собственную киноиндустрию больше остальных стран ЕС, и Париж опасается, что без дотаций национальные компании не смогут выдержать конкуренцию с Голливудом. В итоге французы согласились продолжать переговоры, только если медиаиндустрия будет исключена из повестки дня.
Еще одной серьезной проблемой может стать конкуренция в технологических областях. Американская Boeing и европейская Airbus семь лет вели разбирательство в рамках ВТО. В итоге чиновники организации постановили, что в период с 1989 по 2006 год Boeing получила незаконные субсидии на сумму 5 млрд долл., а ее конкурент — на 18 млрд. долларов.
Наконец, стороны будут вынуждены прийти к единым стандартам в области фармацевтики, автомобильной промышленности, медицины. Так, автопроизводители сейчас вынуждены согласовывать свои автомобили со стандартами обеих сторон, что приводит к дополнительным затратам. После подписания соглашения ожидается, что экспорт машин из ЕС в США вырастет на 149%.
Европейцы также ожидают большего открытия американского рынка, например отмены закона Джонса, по которому к внутренним перевозкам в США допускаются только американцы и американские суда. По мнению Брюсселя, это поможет повысить конкурентоспособность европейских компаний. Впрочем, аналитики в этом не уверены. «Что касается доступа к рынкам, то изменится немногое. Некоторые пошлины снизятся, регулирование будет ослаблено, однако я считаю, что это кардинально не повлияет на конкурентоспособность компаний. Португальские и испанские компании не могут конкурировать из-за валютного курса, о котором речь на переговорах не идет», — сказал РБК daily эксперт Лондонской школы экономики Стивен Вулкок.
Совокупный объем торговли между США и ЕС в прошлом году составил 646 млрд. долларов. После подписания соглашения между сторонами будут отменены пошлины, сейчас они составляют в среднем 5,2% в ЕС и 3,5% в США. По прогнозам, ВВП ЕС увеличится на 0,5%, а США — на 0,4%.