USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97641.60$
-1124.400

Как оценить цифровую зрелость банка?

Аналитики определили для финансовых организаций 4 уровня

Share
Share
Share
Tweet
Share
A TDW

A TDW

Большинство банков долгое время предпочитали эволюционный путь развития, постепенно наращивая мощность систем и повышая свою эффективность. Этого было достаточно, чтобы соответствовать требованиям рынка и сохранять привлекательность для клиентов.

Технологический прогресс сделал такой подход невозможным. Требования клиентов, ожидающих новые цифровые сервисы, возрастают постоянно и заставляют многих участников рынка переходить к агрессивным методам продвижения, которые предполагают постоянную разработку новых, персонализированных услуг. Пандемия COVID-19 принесла с собой такие испытания, как серьезное падение процентных ставок, экономический кризис и необходимость поиска новых путей повышения экономической эффективности банковского бизнеса. По сути, у банков не осталось альтернатив цифровой трансформации своего бизнеса.

Что дает банкам технологическая зрелость

Уровень технологической зрелости банков определяется их способностью развиваться в восьми областях. Это – работа с данными, аналитика, передовые практики работы, интеграция различных технологий в бизнес-процессы, автоматизация, гибкий подход к управлению персоналом, готовность к сотрудничеству с представителями других отраслей экономики и использование искусственного интеллекта. Эти же критерии применяются для оценки зрелости бизнесов, работающих в любой из отраслей.

78% представителей банков, которые были опрошены специалистами Accenture, говорят о том, что данные сегодня как никогда широко используются в повседневной работе и разработке направлений развития бизнеса. Но это – единственная область, в которой банковская сфера опережает остальные индустрии. Во всех остальных областях банки не столь активны. Между тем и технологии (автоматизация и искусственный интеллект), и бизнес-процессы, и корпоративная культура определяют уровень зрелости бизнеса ничуть не меньше, чем способность использовать для своего развития такой актив, как данные.

В некоторых предприятиях финансовой сферы менеджеры, занимающиеся технологическим развитием и операционной деятельностью, уже имеют общего руководителя. Это помогает использовать цифровизацию для трансформации бизнеса. Но об объединении операционных и технологических целей сегодня говорят только 11% банков, в то время как в 45% эта задача еще не решена. Между тем такое объединение поможет интенсифицировать инновации в бизнесе и сделать их непрерывными.

Эпидемия COVID-19 особенно наглядно продемонстрировала эффективность такого способа достижения взрывного роста, как объединение усилий партнеров, работающих в разных индустриях. Создание экосистем, объединяющих банковские и сторонние сервисы, может быть особенно эффективным не только для удержания клиентской аудитории, но и для ее расширения. Партнерство с представителями ретейла или телекома позволит банкам и продвигать собственные продукты, и привлекать новых клиентов благодаря конвергентным предложениям. 41% банков в последние три года развивали партнерство с компаниями других индустрий, причем 38% стали делать это особенно активно с началом пандемии.

Уровни технологической зрелости банков

Само слово «зрелость» подразумевает, что финансовая организация должна «созреть», то есть пройти через несколько этапов своего технологического развития. Как показывает практика, сделать это в одночасье практически невозможно: в отличие от финтех-компаний, изначально построенных на гибких методологиях и адаптированных под цифровое взаимодействие с клиентами, банкам приходится трансформировать бизнес шаг за шагом. Аналитики Accenture выделяют 4 уровня зрелости для финансовых организаций.

1. Стабильный уровень (базовый). В этом контексте «стабильность» не означает ничего хорошего — лишь отмечает тот факт, что модель такого банка остается неизменной. Технологии в банке на базовом уровне: фрагментарная автоматизация (только ключевых функций), большое количество ручных операций, низкий уровень интеграции систем, процессы не стандартизированы. Данные хранятся в различных системах и часто недостаточны.

2. Эффективный уровень (автоматизированный), на котором технологии дополняют работу сотрудников банка в части процессов. В таких организациях используются возможности роботизации (например, работают технологии RPA) и автоматической маршрутизации задач. Применяются разрозненные решения (системы), представляющие собой лидеров для отрасли. Данные накапливаются и агрегируются на уровне всей организации.

3. Предиктивный уровень, на котором дата-саентисты банка используют данные для получения ценных управленческих «инсайтов», позволяющих спрогнозировать развитие ситуации. В большинстве процессов люди работают в тесной связке с технологическими решениями, широко внедряются лучшие практики отрасли. Именно на этой стадии банк начинает получать реальные выгоды от технологической трансформации.

4. Уровень готовности к будущему. Он подразумевает сквозную цифровизацию всех бизнес-процессов банка. Такая организация на 100% использует все возможности облачных технологий, искусственного интеллекта и технологии распределенных реестров, собирая и обрабатывая данные разных типов. Внедрены практики гибких рабочих мест и управления, основанного на знаниях. По данным аналитиков Accenture, приближающиеся к этому уровню банки достигают прироста эффективности операционной деятельности на уровне 18,8%, а их прибыльность на 5,8 процентных пункта выше, чем в среднем по рынку.

Ключевые отличия цифровых банков от традиционных

Так каковы же признаки банка, достигшего технологической зрелости? Ниже представлены только некоторые характеристики (как бизнесовые, так и технологические), по которым мы отличаем цифровые банки от традиционных. Соответствовать всем критериям не обязательно, но чем больше — тем выше уровень цифровой зрелости. Цифры достаточно условны и могут отличаться в зависимости от локального или макрорегионального рынка. Но принцип и тенденции останутся неизменными для любой страны.

Как оценить цифровую зрелость банка? 832106 - Kapital.kz

Жанна Мусрепова, менеджер департамента «Технологическая стратегия» Accenture в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.