Информационные технологии меняют наш мир, однако дефицит доверия тормозит этот процесс. И все же есть способы помочь бизнесу двигаться дальше. Огромное количество данных обрабатывается с помощью интеллектуальных технологий: роботизация процессов, искусственный интеллект (ИИ) и блокчейн меняют наш мир. Следующий рубеж – развитие квантовых компьютеров, которые еще дальше продвинут нас на этом пути.
Интеллектуальные технологии открывают перед нами новые возможности, но также несут и новые риски. Люди обеспокоены, каким образом используются технологии и данные, а бизнес не знает, что он может делать с ними, чтобы точно не нарушить какие-нибудь правила и не навредить своей репутации. Все это замедляет принятие новых технологий и ограничивает их возможности.
Для бизнеса здесь также остро стоит вопрос доверия. Чтобы компания успешно функционировала, оно необходимо как со стороны потребителей и поставщиков, так и рынка и экосистемы в целом. Без этого невозможно двигаться дальше и эффективно формировать добавленную стоимость.
Сохранение и укрепление доверия требует постоянных усилий и внимания – к нему подходит третий закон Ньютона. Предприятия с избытком доверия должны проявлять гибкость и быстро адаптироваться, чтобы сохранить свои позиции.
Что мы подразумеваем под доверием? Мы подразумеваем намерения бизнеса, например, намерение действовать правильно, а также действия, предпринимаемые для осуществления этого намерения. Доверие – это восприятие и действия, идущие бок о бок.
Один из способов измерить общественное доверие – это Edelman Trust Barometer, ежегодный отчет, в котором обобщаются ответы людей на вопрос, считают ли они действия организаций определенного типа правильными, а также насколько эти организации этого типа компетентны. Согласно 2020 Edelman Trust Barometer, самым компетентным считается бизнес, а самыми этичными – благотворительные фонды и негосударственные организации.
Показателен тот факт, что в период пандемии ни один тип организаций не воспринимался как одновременно и этичный, и компетентный.
Доверие как новый прорывной фактор
До сих пор правила игры в основном меняли технологии. Благодаря им появились новые возможности для жизни и работы, трансформировались рынки, а также начался рост связанных экосистем. Но теперь новым прорывным фактором становится доверие.
Как свидетельствует 2020 Edelman Trust Barometer, люди считают, что технологии развиваются слишком быстро (61%). Они обеспокоены фальшивыми новостями и видео, из-за которых становится гораздо сложнее отличить правду ото лжи (66%). Кроме того, многие полагают, что регулирующие органы не в состоянии выполнять свою работу эффективно (61%), так как они не готовы к новым технологиям и сегодняшнему ритму.
Обеспокоен и бизнес. В частности, согласно недавно проведенному EY опросу, руководители компаний относят кибербезопасность, этичность и использование данных искусственным интеллектом к числу пяти главных рисков.
Это подтверждает тот факт, что многие не готовы принять технологии, если у них не будет достаточного контроля над результатами их использования. Учитывая запаздывание в регулировании и отсутствие единого подхода к нему на глобальном уровне, недостаток доверия становится одной из главных проблем для бизнеса.
Как устранение слабых мест, связанных с доверием, поможет улучшить бизнес-процессы. Высокий уровень доверия – это конкурентное преимущество. Если вам доверяют больше, чем вашим конкурентам, то ваш бизнес будет расти быстрее. Производительность будет увеличиваться. Сотрудники будут работать более увлеченно. Клиенты будут довольнее. И далее по кругу.
Недавнее исследование EY показало, что в ближайшие пять лет потребители могут переместить активы на сумму около $11,3 трлн в финансовые учреждения с более высоким уровнем доверия.
Всем организациям необходимо трансформироваться в «интеллектуальное предприятие», которое будет гибко реагировать на изменение среды и действовать, обучать, подключаться и внедрять инновации в ответ. Такой подход позволит улучшить результаты бизнеса за счет нескольких факторов, в частности, с его помощью можно:
- следить за активностью потребителей, рынками, экосистемами, процессами и финансами практически в реальном времени и получать новые данные для организации;
- приоритизировать необходимые шаги, ускорить принятие решений и стать ближе к точке воздействия;
- видеть и прогнозировать будущие тенденции и заранее готовиться к ним исходя из собственных данных и их анализа;
- подняться на новый уровень взаимодействия, объединив персонал и данные из разных внутренних и внешних служб, а также улучшить координацию и эффективность;
- обнаружить новые источники полезного эффекта и ускорить инновации.
Формирование основ
Как добиться «доверительной интеллектуальности»? Чтобы избежать нежелательных последствий, предприятиям следует научиться справляться с мощью и скоростью интеллектуальных технологий, а также с огромным объемом данных, потребляемых ими. В последнее время появилось множество историй о неконтролируемом использовании данных. Вот лишь некоторые примеры:
- телекомпания, показавшая, что в референдуме приняло участие 110% избирателей;
- алгоритм одобрения кредитных карт, дискриминировавший заявки от женщин;
- система распознавания лиц, принявшая профессиональных спортсменов за преступников.
Как избежать подобных вещей? Добиться доверия на предприятии, получающем данные из различных источников и использующем их в разных процессах – это сегодня ключевая задача для многих организаций.
Чтобы заслужить и сохранить доверие, система искусственного интеллекта должна соответствовать ожиданиям всех заинтересованных сторон. Она должна быть прозрачной и понятной, а также безопасной, устойчивой и непредвзятой.
Учет рисков на самом начальном этапе разработки бизнес-моделей и процессов позволяет в корне изменить подход к управлению рисками. Доверие к товарам и услугам изначально будет выше, если сразу исходить из концепции оптимизации рисков, а не исправлять допущенные ошибки впоследствии.
Формирование доверия к использованию данных искусственным интеллектом
Трансформационный потенциал ИИ огромен, но сопутствующие риски не меньше. «Чтобы завоевать и сохранить доверие, система ИИ должна соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон – быть прозрачной и понятной, а также безопасной, устойчивой и непредвзятой. Мы разработали концепцию EY’s Trusted AI, чтобы учитывать фактор доверия на всех этапах жизненного цикла решения и дать специалистам по ИИ необходимое руководство для разработки и внедрения надежной системы и дальнейшего мониторинга ее работы», – рассказывает Найджел Даффи, руководитель направления по искусственному интеллекту глобальной организации EY.
Сейчас разработчики технологий уделяют много внимания новой концепции «ткани данных» – виртуального слоя, находящегося на поверхности ячеек данных и обеспечивающего безопасный вход, обработку и принятие данных на глобальном уровне. Организации уже заинтересовались новым способом управления данными, который позволяет справиться с их ненужным перемещением и дублированием, а также непоследовательным использованием и плохим качеством информации и протоколов управления. «Быстрое внедрение новых технологий – это наш главный принцип в продвижении инноваций и улучшении производительности. Надежная ткань данных лежит в основе нашего платформенного подхода к передовому управлению данными в рамках наших бизнес-направлений, решений и услуг», – рассказывает Николя Морини Бьянцино, директор по технологиям глобальной организации EY.
На недавней встрече Совета иностранных инвесторов при Президенте РК (18 ноября) по мерам восстановления экономической и инвестиционной активности в стране в условиях пандемии Энди Болдуин, глобальный управляющий партнер EY по вопросам предоставления услуг клиентам, также рассказал о возможностях больших данных в прогнозировании событий и принятии государственных решений в условиях пандемии.
«В свете продолжающейся пандемии и ее влияния на мировую экономику я хотел бы особенно подчеркнуть значимость информации и больших данных в восстановлении экономики. В эпоху развития новых технологий информация становится ценнейшим ресурсом, преобразующим наш мир, а умение использовать большие данные для отслеживания меняющихся тенденций и принятия своевременных решений – важнейшим конкурентным преимуществом для экономик по всему миру», – отмечает господин Энди Болдуин.
Он также подчеркнул необходимость продолжения повышения качества и объема собираемых данных и интеграции использования больших данных в систему принятия государственных решений.
EY