Как нужно регулировать цифровые технологии – блокчейн, криптовалюту, e-commerce и подобное? Казахстан, как государство, в определенной степени уже ответил на этот вопрос, разработал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий», который в декабре 2019 года будет направлен в мажилис.
Откуда запросы
Заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Павел Коктышев на секции «ИТ-право и LegalTech» объяснил желание государственных органов регулировать ИТ-сферу следующим образом: «Это нужно, чтобы быть в фарватере новых изменений, чтобы активно развивать технологическую отрасль. Мы плотно работаем с технологическими компаниями, и я вижу, что ряд новых прогрессивных технологий буксуют, не могут внедрить пилоты из-за отсутствия регуляторики по данным направлениям».
В качестве примера он привел проект ЮНИСЕФ, который глобально пилотирует решения по дронам: «Казахстан интересен этой организации как база по пилотированию в экстремальных [климатических] условиях. Но они не могут запустить у нас, так как крупным компаниям, когда они приходят с проектами, нужна регуляторика, они не могут попасть в серую зону «что не запрещено, то разрешено». Регуляторика – это часто требование инвесторов, которым нужны прозрачные правила, чтобы завтра к ним не пришли и не сказали: «Все, мы это теперь не делаем».
Законодательный аналитик Национальной ассоциации развития блокчейн и индустрии дата-центров РК Мади Сакен уточнил, что институализация новых технологий, их применение, в том числе в государстве, – это глобальный тренд. Из этого вытекает, что нужно вносить ясность в правовые процессы. Обсуждаемый законопроект как раз направлен на то, чтобы прояснять и регулировать в числе прочего четыре взаимосвязанные технологии – блокчейн, цифровой майнинг, цифровые активы и смарт-контракты.
«Какие вопросы нас изначально беспокоили - регулировать блокчейн или нет? Если регулировать, то зачем? – перечислил он вопросы, которые обсуждались на стадии разработки законопроекта, и дал ответы на них: – Чтобы внести ясность в само определение блокчейна и базовые требования на уровне строения блокчейн-систем. Мы наблюдали ситуации, когда на рынке и среди госорганов создавались проекты, которые по факту не являлись блокчейн-системами. Это ответ на вопрос, почему в нашей стране вносятся определения новых технологий. Это редкий случай в международном опыте, поскольку большая часть стран придерживается принципа технологической нейтральности и предпочитает не описывать технологию на законодательном уровне. Но Казахстан является исключением, поскольку нам во взаимодействии, в первую очередь, с госорганами необходимо иметь регулирование хотя бы на уровне подзаконного акта. То есть во многом это вопрос политической воли, и здесь политическая воля была в том, чтобы заложить это в закон».
Главный аналитик департамента методологии в области ИКТ холдинга «Зерде» Камила Амиржан «широкими мазками» обозначила, какие направления будет регулировать закон о цифровых технологиях. Это сами цифровые технологии (цифровые средства обмена с применением блокчейн-технологий - токены, cмарт-контракты, цифровой майнинг); роботизация и беспилотный транспорт; аналитика данных; механизмы и условия для реализации проектов в области ИКТ (к примеру, создание регулятивных песочниц в области ИКТ); условия развития конкурентной среды и повышения уровня информационной безопасности (как пример: передача в конкурентную среду ИТ-функций квазигосударственного сектора по принципу Yellow Pages Rules).
Так, в законопроекте прописано создание регулятивной песочницы в сфере ИКТ. «У нас сегодня в Нацбанке работает регулятивная песочница (для проектов в сфере финансов. – Авт.), в нескольких законах есть норма, что в рамках особого правого режима нормы НПА не распространяются на участников песочницы», – привела пример спикер. В рамках «закона о цифре» особым правовым положением будут пользоваться прорывные проекты в области ИКТ, которые будут специальным образом отбираться для «песочницы».
Кроме того, Камила Амиржан рассказала о регулировании беспилотного транспорта, функционировании Национальной системы видеомониторинга и многом другом.
Мягкий подход
Альтернативное мнение по поводу «Закона о цифре» высказала советник председателя Ассоциации цифровой Казахстан (АЦК) Елена Бычкова.
«Закон и технологии не всегда лучшим образом сочетаются. Право никогда не угонится за технологиями, и как только принимается новая норма, учитывая долговременный процесс принятия НПА, она, по сути, регулирует уже технологии прошлого. Почему в Казахстане прослеживается стабильный рост рост e-commerce ? В том числе и потому что режим регулирования этой сферы благоприятный. Законодателю нужно понять, что интернет границ не имеет и любые попытки ограничить локальный бизнес и создать барьеры приведет только к одному – на казахстанском рынке будут процветать иностранные конкуренты. Драйвером роста электронной торговли является бизнес, а не регуляторы. Наши крупнейшие успешные торговые площадки и весь сектор создан и успешно развивается в отсутствие специального регулирования».
Елена рассказала о принятых в отдельных странах и рекомендованных ОЭСР подходах к регулированию электронной коммерции и торговли путем применения норм мягкого права (soft law). «Нормы мягкого права – это акты, не имеющие обязательной юридической силы (концепции, рекомендации, чек листы и т. д.). Мягкие нормы разъясняют субъектам электронной торговли, как себя нужно вести, но не налагают дополнительных обязательств», – разъяснила спикер.
«В последнее время актуальным становится вопрос разрешения e-commerce споров. Выделяется даже специальная группа норм lex electronica (informatica), появление которых обусловлено необходимостью унифицировать подходы к разрешению споров, возникающих из сделок, заключенных в интернете. Это транснациональное право, регулирующее отношения, возникающие в связи с совершением транснациональных сделок.
E-commerce споры можно назвать новой разновидностью экономических споров, которые, как правило, технически сложные и требуют оперативного разрешения. Для разрешения таких споров нужны не только правовые знания, но и технические.
В результате распространения lex electronica чаще стал возникать вопрос необходимости создания специализированных площадок разрешения e-commerce споров. Это очень серьезная тема, требующая специального обсуждения, я подробно раскрывать ее здесь не стану. Скажу только, что в Казахстане также планируется разработка и запуск dispute resolution platform или даже platforms, ее создание заложено Дорожной картой развития электронной торговли, разработкой которой занималась в том числе и Ассоциация Цифровой Казахстан»», – сказала Елена Бычкова
В конце секции «ИТ-право и LegalTech» выступающие призвали всех игроков рынка и заинтересованных лиц подключиться к обсуждению законопроекта по вопросам регулирования цифровых технологий. Предложения могут быть направлены и в Ассоциацию Цифровой Казахстан на адрес info@dkz.kz. Представители АЦК входят в состав рабочей группы по работе над законопроектом.