Цифровизация Алматы требует немалых инвестиций. Одна категория запущенных IT-проектов приносит финансовую прибыль, а другая – качественную выгоду. О том, как эти две категории меняют город и какая сумма заложена на развитие цифровизации на текущий год корреспонденту «Капитал.kz» рассказал Баян Конирбаев, руководитель управления цифровизации акимата Алматы.
- Баян Кайратович, инновации и цифровизация такого мегаполиса, как Алматы – это немалые инвестиции. Во сколько обошлось развитие цифровизации?
- В рамках развития цифровизации города в 2018 году было инвестировано более 30 млрд тенге. На текущий год запланировано освоить 21 млрд тенге. Это совокупные объемы капитала, которые вкладываются во внедрение и развитие IT- проектов в Алматы. Бесспорно, когда управление говорит о вложениях в высокотехнологичные проекты, оно, в первую очередь, просчитывает выгоды, которые они могут принести. Изначально, отталкиваясь от их технико-экономического обоснования, окупаемости, прибыльности и качественных выгод, мы формируем аналитику и создаем цифровую платформу или базу для их запуска. Если говорить о достижениях по всем указанным параметрам, то они есть в проектах, обеспечивающих развитие информационных систем в транспортной инфраструктуре города, жилищно-коммунальном хозяйстве, в сферах образования, здравоохранения и городского планирования.
- Как, например, окупаются проекты сферы образования?
- Когда развиваем систему, мы, в первую очередь, фокусируемся на выгодах, но не обязательно финансовых. Многие автоматизированные процессы рассматриваются нами и с позиции качественных выгод. Если раньше алматинец, например, на прикрепление ребенка в школу тратил время на подачу заявки из-за того, что требовалось личное присутствие, то сегодня он экономит и свое время, и сопутствующие затраты на перемещение по городу. Это стало возможно после запуска ресурса bilimalmaty.kz, который позволяет подать заявку и отслеживать ее в системе. Именно это мы называем качественными выгодами.
- Хорошо. Тогда какие проекты уже показывают окупаемость и прибыльность?
- Например, система Aparking, в которую было инвестировано 2,7 млрд тенге, а это в 40 раз больше, чем за 1997-2015 годы, увеличила налоговые поступления с 2013 по 2015 годы в десять раз – с 73 млн тенге до 783 млн тенге. Только за два года – с 2016 по 2018 было выписано штрафов за неуплату парковки на 552 млн тенге. Кроме того, на 300%, в среднем, выросла оборачиваемость одного парковочного места. Aparking на сегодня покрывает 15%, или 11 700, парковочных мест города, которые оборудованы согласно всем международным нормативам. Также установлены более 100 терминалов оплаты, создано мобильное приложение для проведения онлайн-платежей. Могу отметить, что проект «Парковки Алматы», в целях экономии бюджетных средств, запущен по смешанной модели собственности: 70% – частная, 30% – государственная. Качественная выгода заключается в том, что он решает проблему «хаотичной парковки» в загруженных районах города и создает возможность для комфортного передвижения пешеходов, общественного транспорта и автомобилей. Еще один пример: платежная система ОҢАЙ. За счет того, что система электронной оплаты проезда максимально автоматизирована, она стала прозрачной и продемонстрировала увеличение показателей доходности автобусных парков города, в целом, на 60%. С момента запуска было совершено более 700 млн транзакций, которые обеспечили оборачиваемость денежных средств до 42 млрд тенге. То есть инвестиции в проекты обязательно должны быть окупаемы либо финансовыми выгодами, либо качественными. Это изначально заложено на первых этапах планирования проекта.
- Если сравнивать Алматы с другими умными городами мира, то насколько мы их догоняем или опережаем?
- В рейтинге Международной исследовательской и консалтинговой компании International Data Corporation (IDC) Алматы находится на 25 месте среди городов мира по уровню цифровизации. К слову, мы единственный город из Центральной Азии, который вошел в данный рейтинг. Конечно, нам есть еще к чему стремиться, но и само направление Smart City достаточно новое для мира. Например, если сравнивать с Нью-Йорком, то концепция внедрения умного города плавно начиналась с проектов «Дорожной карты» с 2012-2013 годов. То есть это абсолютно новое направление развития городов, и даже тем, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге, есть к чему стремиться и расти. Алматы, уровень цифровизации которого достигает более 80%, имеет возможности для дальнейшего качественного развития, а также поддержку руководства города. Если по уровню цифровизации сравнивать Алматы с городами стран СНГ, то самым главным конкурентом для нас остается Москва. Но стоит отметить, что у нас есть свое инфраструктурное развитие, его предпосылки, своя цифровая экосистема, по некоторым показателям мы просто технически не можем сравнивать себя с городами, где население больше 10 млн человек. Мы, отталкиваясь от всего перечисленного, будем создавать условия для улучшения жизни алматинцев, отдавая приоритеты не только количественным показателям предоставленных услуг, но и качественным. На сегодня из 181 услуги автоматизированными являются 145, но это не значит, что необходимо автоматизировать все услуги просто для автоматизации, нужно, в первую очередь, отталкиваться от выгод, которые она принесет.
- Пока, насколько я понимаю, Алматы самый продвинутый по уровню цифровизации город в Казахстане?
- Да, в масштабе Казахстана он является самым продвинутым по цифровизации государственных услуг. Тем не менее мы на сегодня продолжаем работу над тем, чтобы они друг с другом правильно интегрировались. Основное направление управления цифровизации акимата Алматы будет заключаться в комплексном и стратегическом подходе развития информационных систем и IT-инфраструктуры в городе с фокусом на общую консолидацию и определение потоков данных. Это будет делаться для того, чтобы максимально упростить доступность информационных систем алматинцам и создать единое окно с единым хранилищем данных для отслеживания всех потоков данных, генерируемых городом. На сегодня мы создали площадку для мониторинга статуса всех объектов мегаполиса, где можно отслеживать проведение сервисных работ по ремонту дорог, прокладке инфраструктурных сетей, концентрации школ, детских садов, больниц и других объектов. Теперь нужно улучшать это направление и создавать больше возможностей для жителей Алматы, чтобы они также вовлекались в процесс его операционного развития.
В дальнейшем вся концепция развития города будет являться дополнением и поддержкой в развитии госпрограммы «Цифровой Казахстан», утвержденной правительством страны. Управление цифровизации будет представлено несколькими отделами: проектного управления, процессного развития и управления изменениями, управления данными.
- Но для этого нужно больше профессиональных кадров…
- Да, и для того, чтобы привлекать больше молодых специалистов, мы сегодня рассматриваем концептуально новую систему взаимодействия с вузами и профильными колледжами. Заключается она в совместном создании технических площадок, которые обеспечат практику для студентов. Управление, со своей стороны, будет выявлять особенно талантливых студентов. К тому же, в рамках дополнительного развития мы, как управление цифровизации, будем создавать пул экспертов по всем IT-специалистам, которые задействованы в инфраструктурных проектах города. Для большей их мотивации, мы будем отслеживать динамику их профессионального роста и рассылать индивидуальные планы развития.