USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97111.20$
+31.700

Цифровые технологии разных стран представили в Уральске

На форуме Digital InWest подписано 5 меморандумов о сотрудничестве

Share
Share
Share
Tweet
Share
Цифровые технологии разных стран представили в Уральске- Kapital.kz

Smart-технологии отучили нас удивляться. Электронный сбор информации с приборов учета, умное освещение, приложения для проезда в общественном транспорте и автоматизация процессов в АПК давно не новость. Цифровизация уже имеет четкие цифры и вполне осязаемый КПД. В сфере медицины – это количество спасенных жизней. На форуме «Digital InWest» казахстанские и зарубежные компании представили кейсы по цифровизации, а также рассказали об успешных инвестпроектах, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Разработана технологическая платформа с использованием искусственного интеллекта, которая позволяет диагностировать ишемические инсульты сразу после компьютерной томографии, тогда как КТ-диагностика врачом возможна только через 6 часов с момента наступления инсульта. Доступ к ней будет у любого врача (получившего логин и пароль) из самой отдаленной больницы с интернетом», – рассказал операционный директор Алматинской лаборатории искусственного интеллекта Бексултан Шаким.

При геморрагическом инсульте, к примеру, не каждый врач возьмет на себя ответственность поставить диагноз сразу или назначить операцию, а платформа это позволяет. Это личный робот-помощник на основе искусственного интеллекта для врачей, особенно из отдаленных сел, где квалификация кадров невысокая. Система распознает невидимые глазу изменения и дает информацию о пораженных участках.

Показатель инвалидности после инсульта среди казахстанцев равен 80%. Это болезнь стала «лидером» по количеству экстренных случаев и смертности. Данная технологическая платформа, помимо точной диагностики, отличается базой пациентов (с возможностью поиска схожих прецедентов и пациентов по анамнезу, истории болезни, возрасту и другим параметрам и) и виртуальной комнатой для дистанционной диагностики (возможность запросить мнение разных экспертов, провести видеоконференцию и разобрать экстренный случай для обмена опытом и снижения числа врачебных ошибок).

«Для общества и пациентов польза в сокращении уровня врачебных ошибок и увеличении продолжительности и качества жизни. Для врачей – это получение точной и быстрой экспресс-диагностики, когда изменения от наступления инсульта еще не заметны глазу. Для медицинских учебных заведений польза в получении обучающей платформы, основанной на данных реальных пациентов», – уточнил Бексултан Шаким.

Сейчас проводятся клинические испытания платформы. Ее уже поддержали управление здравоохранения Алматы и министерство здравоохранения РК. После покупки подписки врачи всех больниц получат доступ к облачной системе и возможность загружать в нее снимки КТ головного мозга. Аналоги системы есть на западе, правда, стоимость их на порядок выше. Сотрудничество с управлением здравоохранения Западно-Казахстанской области уже рассматривается, уточнили представители лаборатории.

Smart-технологии представили также представители Латвии и Азербайджана. Первая уже внедрила систему диспетчеризации экстренных служб, на 42% снизила количество автомобильных аварий через внедрение интеллектуальной транспортной системы, создала платформу управления льготами, что позволило сэкономить 20% при субсидировании школьных обедов и получить на 100% больше получателей транспортных льгот при том же размере бюджета. Электронное правительство Латвии выполняет 141 услугу, имеет доступ к 536 услугам и дает информацию о 2303 государственных и муниципальных услугах. Здесь созданы социальный портал ask.fm, объединивший 150 млн пользователей по всему миру, единственная в мире автоматическая система видео и фотосъемки для американских горок, электронное приложение для университетов, позволяющее через один сервис подать заявку сразу в 11 университетов. В этом царстве беспилотников они поднимают тяжелые грузы, используются для прыжков с парашютом.

«У нас оцифрованы коллекции культурного наследия, создан первый в мире перекидной беспроводной микрофон. В стране самый быстрый и дешевый интернет, благодаря чему Рига завоевывает титул европейской wi-fi столицы. Бизнес-среда на высоте. ИКТ-отрасль ежегодно растет на 30%, а число компаний, занятых в ней, увеличивается на 10% в год. Предлагаются как универсальные услуги, так и узкоспециализированные и есть области, где мы достигли мирового уровня», – рассказал руководитель внешнеэкономического представительства Латвийской республики в РК, советник министерства экономики Латвии Владимир Самойленко.

Азербайджан, получивший премию ООН за лучший проект в сфере электронного правительства и распространяющий опыт в Афганистане, Марокко, Черногории и других странах. Казахстан также не отстает. Некоторые, реализованные в столице, проекты уже доказали свою необходимость.

3399e6f8c095d5fe23f4b465c79.jpg

«Удалось объединить около 100 баз данных госорганов. Искусственный интеллект помогает определять места строительства жилого фонда и поликлиник, что исключает контакты с чиновниками, помогает наладить обратную связь с горожанами. Например, в сфере медицины налажен сервис «Отзыв врача», имевший много противников по его запуску. Мол, пациент не имеет квалификации, чтобы судить о работе врача. Время показало, что чаще поступают жалобы бытового характера: поздно пришел на работу, долго принимает или без очереди. Информация поступает в ситуационный центр, мониторится и отслеживается, главврачу при отрицательных отзывах отправляется sms. Это повышает качество оказания услуг, прозрачность. Обращение не является анонимными, так как пользователи зарегистрированы в системе», – рассказал IT-архитектор центра устойчивого развития города Нур-Султан Виталий Пустовойтенко.

Есть и сервисы, интегрированные с медицинскими порталами, дают возможность проверить факты открытия больничных листов. Так, по словам Виталия Васильевича, в столице в прошлом году возбудили около 30 уголовных дел за подделку больничных листов.

Отдельного разговора заслуживает работа по smart-Уральску.

«Благодаря открытию электронных порталов zem.kz, Uralsk.e-saulet.kz время на оказание услуг сократилось в 8 раз. Аукционы по продаже земельных участков проходят открыто, снизились коррупционные риски. Приобретение их возможно онлайн по всей области. Также легко можно и поменять целевое назначение участка. Создан единый call-center 109 для коммунально-аварийных служб, разработанный уральскими IT-специалистами. До конца года внедрим аналогичный call-center 112 для экстренных служб, куда войдут ЧС, пожарные, скорая помощь и другие службы для ускорения оказания помощи. Здесь фильтрация непрофильных звонков достигнет 80%. Время приема заявки сократится на 30%, время реагирования полицией – на 5 минут, время приезда врачей сократится до 10 минут», – сказал аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев.

Сейчас, по его словам, реализуются проекты: портал туризма visit-uralsk.kz, интерактивный сайт музея olke.kz, интерактивная 3D-карта, голографический комплекс и другие. В 10 школах города Уральск планируется внедрение системы оплаты картами в столовых. До конца года, как рассказал Гали Искалиев, пройдут конкурсы по установке интеллектуальных камер, умного освещения Уральска. Проект видеонаблюдения подразумевает собой установку 40 линейных камер (на улицах), 20 на перекрестках дорог, 200 видеокамер в местах общего пользования, всего 6 тыс. видеокамер. За прошлый год, привел он статистику, с помощью камер было раскрыто более 16 тыс. адмправонарушений и 88 уголовных.

Параллельно идет работа по внедрению Smart Aqsai, где внедрят общественное видеонаблюдение (500 видеокамер), умное освещение (около 5 тысяч светоточек), экомониторинг (10 станций), общественный wi-fi в 85 местах, капельный полив деревьев и многое другое.

Даже российские компании, имеющие опыт цифровизации, за свой счет уже реализовывают в регионе полезные сервисы.

«Да, принято решение о внедрении в Уральске системы «Speaking City», аналога которой в мире нет. Мы профинансируем пилотный проект, оснастим две остановки, два автобуса, здание, где трудятся незрячие с соответствующим оборудованием. Система рассчитана на незрячих и инвалидов, передвигающихся посредством кресла-коляски, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, иностранцев, пожилых людей, мам с детьми, туристов», – отметил руководитель группы компаний «Спецтехноприбор», вице-президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей, главный конструктор системы «Говорящий город» Леонид Аронов.

Механизм, реализованный в 18 регионах России, выглядит так: на автобусы ставят радиотрансивер, пульт водителя и звуковой маяк. Человек со смартфоном или абонентским устройством считывает всю информацию о маршруте и даже положении дверей. Он активирует звуковой маяк, чтобы подойти к ней, а водитель тем временем знает, какого пассажира он ждет. Водитель получает сообщения о том, что в автобус садится инвалид на коляске или незрячий пассажир. Остановки также оснащаются радиотрансиверами и звуковыми маяками. Чтобы найти их, незрячий человек также активирует звуковой маяк. Находясь уже в 15 метровой зоне от остановки, пользователь получает информацию о маршрутах и времени прибытии нужного для него транспорта. Аналогично работает и звуковой сигнал на пешеходных переходах – сигнализирует о том, что загорелся или прекращает гореть зеленый свет светофора. Что касается здания – человек будет получать полную информацию о наличии ограды, лестниц, пандусов, и расположении объектов внутри помещения.

«Внедрим систему в этом году, по местам установки оборудования мы сегодня договорились. От казахстанской стороны никаких затрат не требуется. Только согласие водителей на установку оборудования. Потратим мы около 3 млн тенге», – уточнил Леонид Львович.

В рамках форума было подписано 5 меморандумов. Первый по реализации проекта Smart Aqsai. Документ о сотрудничестве подписан между АО «Казахтелеком» и акиматом Бурлинского района и управлением информатизации, госуслуг и архивов Западно-Казахстанской области.

Второй - подписали представители технопарка IT- стартапов Astana Hub и ТОО «Управляющая компания малыми индустриальными зонами «IT HUB Западно-Казахстанской области». На третьем меморандуме о сотрудничестве поставили свои подписи специалисты АО «Транстелеком» и АО «Уральский завод «Зенит» для сотрудничества в информатизации , внедрения и продвижения программных и методологических решений. Четвертый Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве подписали специалисты АО «QazTech Ventures» и проректор Западно-Казахстанского аграрно-техничсекого университета имени Жангир хана. Пятый Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве подписали уполномоченные лица АО «QazTech Ventures» и АО «Уральский завод «Зенит» для совместной научно-технической, инновационной деятельности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.