Почему молодая компания «Техноконт» заточена на экспорт
АВТОР

19.12.2018 • 08:29 1477

Выбор редакции

Почему молодая компания «Техноконт» заточена на экспорт

90% продукции уходит в Россию, Кыргызстан и Узбекистан

Четыре года назад казахстанская компания «Техноконт» поставляла европейское оборудование для предприятий в сфере электроэнергетики. После исследования рынка менеджеры компании решили начать собственное производство электроустановок. В 2016 году компания запустила свой цех и успела выйти на экспорт в Россию, Кыргызстан и Узбекистан, постепенно наращивая обороты. Как молодому предприятию удается конкурировать на рынке зарубежных и местных промышленных гигантов, как Фонд «Даму» помог реализовать бизнес-идею — об этом коммерческий директор компании Азиз Мухтасимов рассказал корреспонденту «Капитал.kz».

Как идея превратилась в бизнес

«Идея появилась в 2014 году. Мы тесно сотрудничали с крупной западной производственной компанией по линейке продукции, больше по системе управления технологическими процессами. Очень четко прослеживалось, что именно продажа средневольтных ячеек у них была не налажена, рынок просил больше. На то были свои причины. Усилилась конкуренция со стороны китайских производителей. В результате закупочные цены компаний значительно упали, а потом произошла девальвация, и наш партнер потерял свои объемы рынка», — говорит Азиз Мухтасимов.

Так появились неплохие предпосылки для организации производства продукции с местным содержанием западного качества и по цене, которая могла бы конкурировать с китайской продукцией. К тому же, на тот момент активно реализовывались программы поддержки отечественных товаропроизводителей.

«Сначала мы прощупывали рынок продажами без организации производства. И в 2016 году стали предпринимать первые шаги в этом направлении. Подписали лицензионное соглашение с компанией — партнером и приступили к производству. Первый проект, который был реализован и достаточно успешно, это проект Международного аэропорта Назарбаев, куда мы поставили оборудование. Это было комплексное распределительное устройство, производимое нами на базе ячеек ЦРП VU Safe для электрификации аэропорта», — рассказал Азиз Мухтасимов.

За два года компания успешно реализовала в Казахстане ряд крупных проектов по поставке оборудования, в том числе на ПК «Медео», АО «СНПС — Актобемунайгаз», ТОО «Строительная компания Базис», и оснастила такие организации, как АО «АЖК» и насосная станция Алматинской ТЭЦ-2.

Воплотить идею в перспективный бизнес помогли субсидии в рамках государственной программы от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в размере 150 млн тенге. На эту сумму основатели компании приобрели оборудование, в последующем вложив в проект еще столько же собственных и заемных средств. Таким образом, на запуск цеха по производству оборудования среднего и низкого напряжения, который находится в Алматы, понадобилось 300 млн тенге. Сейчас здесь на постоянной основе трудятся 22 человека и еще несколько десятков сотрудников на аутсорсинге. В год бригада способна производить до 500 КРУ (ячеек). Эти ячейки из предварительно оцинкованной стали служат потребителям до 25−30 лет.

Ориентир на экспорт

Общий объем продаж компании «Техноконт» в этом году составил порядка 1,5 млрд тенге. При этом 90% готовой продукции ушло на экспорт. Продукцией казахстанского производства заинтересованы в России и Кыргызстане, несколько десятков ячеек «made in KZ» уже отгрузили в Узбекистан.

«В Узбекистан мы поставили оборудование в рамках проектов строительства ледовой арены, подстанции для электроснабжения „Хумо Арена“. Ведется проектирование внешнего электроснабжения „Tashkent City“. Я думаю, что наше преимущество обеспечивается за счет гибкой ценовой политики — оборудование на 20% дешевле, чем у западных аналогов. А качество не уступает продукции таких производителей, как АВВ, Schneider Electric и Siemens. В будущем, с увеличением производственных мощностей 30% установок планируется реализовывать на территории центральноазиатского региона», — утверждает предприниматель.

До 2020 года компания намерена нарастить объемы производства до 3 млрд тенге. По прогнозам Азиза Мухтасимова, не более 10% из этой суммы будет поступать от реализации оборудования на внутреннем рынке.

С чем связана такая диспропорция

«Изначально мы закладывали фундамент экспортно ориентированного предприятия, но не предполагали, что большая часть продукции будет уходить за рубеж. Наш внутренний рынок огромен: помимо профильных предприятий, таких как РЭС (распределительные электростанции) и KEGOC, мы можем оснащать заводы, фабрики, любые производственные и непроизводственные компании, которые нуждаются в обеспечении электричеством. Однако сейчас почти все наше оборудование уходит на экспорт. Занять внутренний рынок оказалось сложнее», — констатирует бизнесмен.

В Астане компания смогла заявить о себе. На алматинский рынок решили войти через городской акимат, вели переговоры с потенциальными клиентами, с системообразующей компанией на энергетическом рынке из квазигосударственного сектора. «У нас не получилось „вклиниться“ в техническую политику и в итоге мы не поставили в Алматы никакого оборудования. Несмотря на то, что пользуемся программой поддержки отечественного товаропроизводителя, прослеживается определенная неэффективность ее исполнения», — говорит Азиз Мухтасимов.

Еще одна сложность вхождения на казахстанский рынок, с которой пришлось столкнуться молодой компании — наличие производственных гигантов в профильной отрасли, многолетний опыт которых уже выстроил прочные связи с крупными потребителями. Для того чтобы конкурировать, приходится искать новые рынки сбыта или уходить в другой ценовой сегмент, чем компания планирует заняться в ближайшее время.

Выйти за рамки чужого ценового сегмента

«Мы не привязываемся к господдержке, но она бы не помешала нам в продвижении отечественной продукции. Еще одна возможность занять свое место на казахстанском рынке — поменять ценовую политику. Мы намерены занять узкую прослойку между верхним и средним ценовым сегментом, то есть с ценами ниже европейских, но выше местных. Сейчас стоимость одной ячейки составляет 10 тыс. евро, мы хотим поднять цену до 15 тыс. Таким образом, она будет ниже, чем, к примеру, у Siemens, но выше, чем у казахстанского завода. Пока мы ценовую политику держим на уровне отечественного производителя с целью реализовать как можно больше проектов у себя, чтобы казахстанские технические специалисты и эксплуатационный персонал поняли — нашей продукции можно доверять», — делится стратегией бизнесмен.

Почему следует повысить стоимость ячеек? «Нам нужны средства для расширения производства. Основные затраты пойдут на строительство лаборатории. Вы знаете, что в Казахстане нет лабораторий для испытания такого рода оборудования. Ячейки приходится отправлять в Москву или Европу для прохождения сертификации и компании придется тратить до 150 тыс. евро для сертификации на одну ячейку. Это 50% всех инвестиций в наш завод. Но получение международных стандартов нам необходимо для того, чтобы мы оставались успешными в экспорте в страны СНГ — казахстанские сертификаты не являются для них основанием», — отметил предприниматель.

Строительство собственной лаборатории существенно сократит расходы и станет заключительным шагом в организации производства. Однако перед этим команде предстоит решить еще несколько задач.

О планах

«С начала 2018 года мы поставили задачу построить собственную производственную площадку и до конца 2019-го перейти на полный выпуск продукции, как ячеек, так и сердцевины — выключателя. Именно выключатель составляет 45% от всей стоимости ячейки. Это очень сложное оборудование. Сборка выключателя ведется по определенной технологии, право на которую мы приобрели у турецкой компании Astor. Это позволит нам увеличить казахстанское содержание продукта до 85% и не зависеть от импорта и сильных валютных колебаний, которым мы подвержены на сегодняшний день», — говорит Азиз Мухтасимов.

Проект является весьма эффективным, с высоким показателем возврата инвестиций. «Наша цель — в течение 5 лет вывести объем продаж на уровень в 3 млрд тенге с уровнем прибыли до уплаты налогов в 22−25%», — говорит он.

С акиматом Алматы подписан меморандум, они подключили компанию к программе поддержки «Дорожная карта бизнеса-2020». «Мы получили кредит на закупку оборудования, городская администрация выделила нам землю — порядка 30 соток в индустриальной зоне, где на текущий момент мы готовы начать строительство. Но пока остается ряд нерешенных вопросов с документацией, и реализация проекта переходит на следующий год. В индустриальной зоне будет основан наш первый производственный цех», — поделился планами Азиз Мухтасимов.

Это, по мнению предпринимателя, позволит урегулировать еще один вопрос — кадровый. В штате компании работают специалисты, накопившие опыт в сфере энергетики и машиностроения. Однако, чтобы их найти, пришлось приложить немалые усилия. Дефицит экспертов в этой отрасли руководство компании «Техноконт» готово восполнять, привлекая на практику студентов профильных вузов, организуя дуальное обучение на базе своего завода, а также стажировки за рубеж с дальнейшим трудоустройством. Запуск предприятия позволит создать дополнительно до 250 рабочих мест.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

электроэнергетика Техноконт Азиз Мухтасимов

19.12.2018 • 08:29 1477

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Почему молодая компания «Техноконт» заточена на экспорт
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика