Игнорируя цифровизацию, магазины теряют прибыль
АВТОР

24.09.2018 • 08:41 1477

Игнорируя цифровизацию, магазины теряют прибыль

Как электронные системы учета оборота пресекают воровство и увеличивают обороты

Один из самых серьезных современных вызовов в сфере экономики — внедрение цифрового формата в работу мелкого предпринимательства, к примеру, так называемых «магазинов у дома». К сожалению, серьезной аналитики на эту тему не существует, потому что масштабных исследований сегмента мелкой торговли никто не проводил.

Вместе с тем, считает Олжас Худайбергенов, старший партнер «Центра стратегических инициатив», в «серой зоне» розничной торговли ежегодно вращаются порядка 16−20 трлн тенге. Это вместо регистрируемых налоговыми службами 4−5 трлн тенге! «Только цифровизация и правильное налогообложение способны в кратчайшие сроки вывести весь объем из тени», — говорит эксперт «Капитал.kz».

К сожалению, констатирует Олжас Худайбергенов, все принимаемые меры для развития МСБ влекут лишь косметический эффект. «Формальная имитация бурной деятельности снижает остроту дискуссии и по факту откладывает принятие действенных мер», — заявил аналитик, комментируя тему «Капитал.kz».

По мнению Олжаса Худайбергенова, от внедрения цифровых инструментов в сегмент малой торговли выиграют все. Для этого надо лишь зафиксировать для розничной торговли упрощенный режим налогообложения независимо от оборотов. «Тогда государство получит в 3−4 раза больше налогов за счет сокращения „тени“. Владельцы бизнесов могут не бояться ошибок в отчетности и проверок, так как на упрощенке очень легко рассчитать налоги. Бизнесу не надо дробить обороты и ему легче перейти на цифровой учет. Банки увеличат обороты по безналу и снизят комиссию. Потребители получат возможность везде платить карточкой, а финансовый сектор получит в целом устойчивость», — считает он.

Кто виноват, что «цифра» не складывается

По общепринятому мнению, главный форпост сопротивления цифровизации мелкой торговли — владельцы магазинов. Тут все кажется очевидным и как бы даже не требующим доказательств: работать «в серую» и не доплачивать налоги — выгодно, и точка.

Однако практика показывает, что именно переход на цифровой учет позволяет вывести рентабельность любой торговой точки на более высокий уровень. Магазины, которые подключаются к электронным системам, в последующем ждут только расширения цифровых услуг.

К сожалению, подобный процесс не стимулируется на государственном уровне, его на свой страх и риск инициируют компании по разработке IT-продуктов. Накопленным в этом сегменте опытом с «Капитал.kz» поделился Кайнар Марденов, основатель проекта «Система учета товаров и услуг Torgai.com». «Рынок мелкой торговли остается „серым“, потому что живет упрощенной экономически-математической моделью. Большинство торговцев, однажды начав, просто ведут этот бизнес, не вдаваясь в подробности. Они, например, считают, что товар, купленный за 100 тенге и проданный за 150, приносит маржу в размере 50 тенге. Мало кто учитывает потраченное время, электричество, зарплату работников, аренду, охрану», — рассказывает Кайнар Марденов.

Он не считает привычку вести бизнес в «серой» манере осмысленным нарушением закона. «Нежелание вести четкую бухгалтерию — это этап роста, приобретенная неосознанно привычка. Когда мы показываем владельцу магазина нашу электронную систему учета, то ломаем определенный внутренний барьер, — говорит Кайнар Марденов. — К примеру, рассчитывая на калькуляторе среднюю прибыль, торговец просто суммирует проценты „накрутки“ стоимости товара, выводит среднее значение и полагает, что все под контролем. Но потратив пять минут на то, чтобы освоить программу, он понимает, что живет в мире иллюзий. На самом деле маржинальность магазина гораздо ниже, и считая своим заработком, к примеру, 300 или 500 тысяч тенге в месяц, он сильно ошибается».

7c0865f5091eaec4b600424fbd3.jpg

Какие проблемы вскрывает полный учет торговли

Что представляет из себя сеть «магазинов у дома»? По мнению Кайнара Марденова, всего в республике около 50 тыс. подобных точек. Ежемесячный оборот в них колеблется в пределах $10−50 тыс. «Средний» владелец бизнеса считает, что при обороте в $20 тыс. он зарабатывает около 300 тыс. тенге в месяц. «При этом мало кто из них понимает, что вынимая раз в месяц эту сумму из кассы, он извлекает ее из оборота магазина. Когда мы вместе с ним считаем все до копейки, выясняется, что круглосуточный труд приносит владельцу гораздо меньше денег, чем он полагает, — говорит Кайнар Марденов. — Например, широко распространена практика выдачи товара в долг. В каждом подобном магазине в среднем заморожены от 150 до 500 тыс. тенге. Когда долг погашается, нет системы учета, которая подтверждала бы, куда попали эти деньги — в кассу или в карман нанятого продавца. Надо учитывать и воровство: если владелец слабо контролирует магазин, за одну 15-дневную смену продавцы могут присвоить от 1 млн до 2 млн тенге. Это деньги, которые весьма критичны для такого бизнеса».

Как электронная система меняет картину малого бизнеса

Сейчас, по словам Кайнара Марденова, к системе электронного учета товаров и услуг Torgai подключено больше 200 магазинов. Главную трансформацию при этом переживают владельцы бизнеса. Они перестают нервничать, прекращают практику «развода на месте» в отношениях с проверяющими инспекторами, переводят отношения с персоналом в официальную плоскость. «Мы ненавязчиво подводим его к решению о выгодности прозрачного формата работы. Когда владелец в своем приложении видит, как реально двигаются деньги в магазине, он больше не хочет возвращаться к примитивным схемам, — говорит Кайнар Марденов. -Самое главное — в среднем оборот точки после цифровизации увеличивается на 27%. Причем это касается не только поступлений электронных денег — наличный кассовый оборот тоже растет».

Еще одна важная деталь: владельцы магазинов часто в качестве аргумента неприятия цифровизации приводят высокую стоимость банковской транзакции: от 1,5% до 3%. Но если оценивать эти показатели с точки зрения ближайшей перспективы, ситуация видится иначе. «С появлением в магазине электронной системы учета меняется покупательская способность клиентов. Карточки улучшают оборот, людям это удобно, их это привлекает, у них появляется больше доверия к магазину. В отдельных районах доля электронных платежей быстро вырастает до 40%. И хотя это происходит за счет сокращения оплаты наличными деньгами, в целом оборот растет. В итоге за транзакции банку отдаются меньше 1%», — оценивает разработчик.

0aecdd7ea9bc029a55b56ea002f.jpg

Сколько можно заработать на услуге цифровизации?

Кайнар Марденов считает, что в середине 2019 года количество подключившихся к системе Torgai магазинов превысит 900. Это выведет систему на уровень безубыточности. Сейчас ежемесячные инвестиции в работу команды, разрабатывающей и обслуживающей проект, составляют 10 млн тенге.

Что касается перспективы, то собеседник «Капитал.kz» рассчитывает в будущем «оцифровать» от 15 до 28% мелкорозничного рынка страны. «Продуктовые магазины — первый этап. Помимо этого есть хорека, общепит, кафешки, фастфуды, барахолки. Сейчас мы привлекли инвестиции в размере 130 млн тенге. Будем дополнять софт функционалом, планируем развивать монетизацию через дистрибьюторские компании, кредитные организации, — говорит Кайнар Марденов. — Задача в том, чтобы позволить дистрибьюторам понимать остатки своих точек, скорость продаж, делать автоматические заявки на поставку. Кредитные организации смогут через нашу систему оценивать обороты магазинов и быстро принимать решение о выдаче займов на пополнение оборотных средств».

Система монетизации Torgai работает в зависимости от величины клиента. К примеру, для маленьких магазинов это ежемесячная абонплата — 4900 тенге для продуктового магазина, 7000 — для других. Стоимость услуг для дистрибьюторов и кредитных компаний сейчас прорабатывается. «Главное — нести в себе добавленную стоимость больше, нежели мы системе обходимся, чтобы не быть отторгнутыми», — говорит Кайнар Марденов.

Как в процессе цифровизации может поучаствовать государство?

По мнению Олжаса Худайбергенова, главное препятствия этому процессу сейчас — неправильная конструкция налогообложения, которая вызывает повышение налоговой нагрузки с ростом оборота. «Естественно, бизнес либо дробит обороты, либо вовсе старается быть в тени. Одновременно с ростом оборота происходит усложнение расчета налогов и налоговой отчетности. Причем усложнение происходит на относительно низких порогах (около 75 млн тенге), после чего начинается отчетность по НДС, а после 140 млн тенге начинается отчетность по КПН. Вести стопроцентно верную отчетность трудно даже крупному бизнесу, не говоря уже об МСБ. Инспекторы ведь приходят на проверки с презумпцией виновности, и не могут уйти без выявления ошибок и наложения штрафов, так как они сами находятся под такой же презумпцией, что их могут обвинить в коррупции, если проверка ничего не выявит. Наконец, бизнес находится в тени из-за низкой доли безналичных расчетов, — говорит Олжас Худайбергенов. — Переход на безнал влечет гарантированный переход на уровни выше порогов, а значит, высокую нагрузку и сложную отчетность. Это предполагает растущие расходы — надо купить постерминал, платить дополнительно 2% комиссии, плюс расходы по банковским операциям, расходы на бухгалтера и т. д. На низких оборотах обычно МСБ не только не может нести эти расходы, но он еще далек от культуры отчетности».

c47fed3e5006da6e0a0fb5b5e34.jpg

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

МСБ Цифровизация

24.09.2018 • 08:41 1477

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Игнорируя цифровизацию, магазины теряют прибыль
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика