Это означает, что каждый третий житель страны вне зависимости от возраста приобретёт в следующем году новый смартфон. Китай привлекает таких гигантов, как Google, Apple и Microsoft.
Продавая iPhone 5c в Китае примерно за $730, у Apple вряд ли удастся отнять сколь-нибудь значимую долю у Google. Но Microsoft, поглотившая недавно бизнес телефонов Nokia, возможно, желает попробовать. В начале сентября на конференции в Кёльне вице-президент Microsoft по рекламе Фрэнк Холленд (Frank Holland) сказал: «В продолжение следующих 12 месяцев мы собираемся уделить много внимания построению реального присутствия на рынке смартфонов начального уровня в развивающихся странах».
По слухам, в следующем месяце будет выпущена Android 4.4 KitKat. На своём сайте Google сообщила, что её цель в этой ОС — сделать окружение Android доступным каждому. Это может указывает на стремление компании расширять своё присутствие в развивающихся странах. Следует думать, что Google в следующем издании Android нацеливается на дешёвые устройства.
План Google в отношении не требующей лицензионных отчислений Android всегда заключался в противостоянии захвату мобильного рынка конкурентами в лице Apple, Microsoft, Nokia, BlackBerry или Palm, а через это — в ограничении доступа к мобильному поиску и рекламе: Android должна присутствовать на максимальном количестве и типе устройств. С учётом последних данных IDC, Google удалось достигнуть своей цели: 75% рынка смартфонов принадлежит Android. KitKat призвана упрочить это достижение.
Рынки развивающихся стран менее насыщены смартфонами, но миллиарды людей, пользующихся функциональными телефонами, уже готовы перейти на смартфоны. IDC прогнозирует, что в течение следующих пяти лет Apple и Microsoft удастся увеличить свою долю на китайском рынке. Дешёвые смартфоны Android 4.4 предоставят Google возможность защитить свои ведущие позиции по установочной базе и сохранить приверженность тех, кто впервые покупает смартфон.
Android 4.4, вероятно, получит оптимизации для работы на более простом оборудовании, вытеснив наконец с рынка Android 2.3 Gingerbread, используемую до сих пор благодаря хорошей работе на дешёвых платформах со слабыми процессорами и малым объёмом памяти. Например, рядовой смартфон с Android 2.3 продаётся по цене от $70. Вытеснение версии 2.3 последней итерацией Android позволит сделать предложения на базе платформы Google более привлекательными благодаря полному набору программных функций и поддержке всех доступных приложений. Кроме того, это избавит разработчиков приложений от головной боли вместе с необходимостью оптимизации ПО под старые версии системы.
Статья Wall Street Journal о разработке компанией Google игрового контроллера для Android и умных часов — очередное подтверждение этой стратегии. Первыми с этой инициативой выступили OUYA с Android-консолью за $100 и Pebble, предложившая часы за $150. Если Google желает опустить эти ценовые планки, необходимо оптимизировать Android под более простое оборудование.
Есть много дешёвых смартфонов под управлением Android 4.1. Для иллюстрации некоторые из них соотнесены c аппаратом высокого класса Samsung Galaxy S4 и функциональным телефоном начального уровня Nokia Asha 311:
Эти дешёвые смартфоны значительно уступают по техническим характеристикам более дорогому Samsung Galaxy S4, но с точки зрения пользователей продвинутых телефонов, при небольшой доплате смартфон может дать массу возможностей, включая выбор из миллиона приложений.
Эти аппараты должны отличаться более слабыми процессорами, уменьшенным объёмом памяти, пониженным разрешением экрана и модулем сотовой связи, ограниченным стандартами 2G и 3G. Android 4.4, способный работать на дешёвых платформах вроде Qualcomm S4 Play, предоставит производителям смартфонов возможность выпускать очень недорогие и конкурентные продукты, что создаст определённые трудности для Microsoft.
Учитывая, что iPhone очень дорогой, Apple не удастся побороться за число пользователей — компанию больше беспокоит прибыль, а ставку она делает прежде всего на средний класс, который постепенно расширяется в развивающихся странах, но пока относительно немногочисленный. Поэтому соперничество за массовый рынок развивающихся стран в следующем году сосредоточится прежде всего между Microsoft и Google. К ним также присоединится Firefox OS и другие начинающие свой путь платформы.