После релиза продукта на рынок начинается то, ради чего он и создавался — развитие с целью получения максимума прибыли. Основа этого развития — продуктовая аналитика. Зачастую о ней молчат, а её результаты преподносят как экспертность отдельных лиц.
Правильная продуктовая аналитика — главный драйвер роста бизнес-показателей. О том, что это и как её построить, рассказывает Нурлан Токашев, ведущий продуктовый аналитик tekmates*.
*tekmates — технологический партнёр бизнеса, который помогает компаниям воплощать их бизнес-миссии через эффективные цифровые решения. До апреля 2024 года компания работала под брендом red_mad_robot Central Asia.
Что такое продуктовая аналитика и для чего она нужна
Продуктовая аналитика — это подход к развитию продуктов, основанный на сборе, анализе и интерпретации данных. В рамках продуктовой аналитики компания изучает, как пользователи взаимодействуют с продуктом, и оценивает, насколько удобно и эффективно он решает их проблемы.
Продуктовую аналитику начали применять больше 20 лет назад. Первопроходцем, а теперь и флагманом этого подхода стал Google. В начале века компания проанализировала данные о малом бизнесе в области маркетинга и поняла — бизнесу нужен новый рекламный инструмент. На основе этих данных Google запустил сервис для запуска интернет-рекламы AdWords, сейчас он называется GoogleAds.
За 24 года сервис постоянно дорабатывался на основе данных, которые получали продуктовые аналитики. На сегодняшний день Google Ads — главное «топливо» компании. В 2023 году доходы Google от рекламы составили 237,86 млрд долларов.
Продуктовая аналитика состоит из нескольких столпов: команда, инструменты и процессы. А результатом работы этого механизма становится инсайт — полезная информация для принятия решения.
— Нурлан Токашев, ведущий продуктовый аналитик tekmates
Продуктовая аналитика — командная игра
IT-рынок Казахстана находится в стадии бурного развития. Несмотря на это, до сих пор не во всех компаниях есть продуктовая аналитика. Бывает, что руководящий состав компании не осведомлён о продуктовом анализе, либо недооценивает его пользу, стремясь к быстрым результатам. Продуктовая аналитика — игра вдолгую. Важно понимать, что внушительных результатов можно достичь лишь при систематическом подходе.
Ядро любого продуктового отдела — профессиональная команда. В ней существует несколько ролей: продуктовый менеджер, аналитик, специалист по анализу данных и группа разработчиков. Каждый должен чётко следовать своей инструкции, чтобы привести к успеху всю компанию.
Сравнивая поле командной игры и продуктовый отдел, идеальное распределение ролей будет следующим:
- Продуктовый менеджер. Капитан, определяющий стратегию игры и координирующий действия всех игроков. Он лидер, который взаимодействует напрямую с «тренером» — руководством — и оценивает «соперников» — рынок.
- Продуктовый аналитик. Голкипер, предвидит и отбивает удары — прикрывает слабые стороны продукта. Он анализирует точки роста и делает успешный «пас», который задаёт начало очередному тайму.
- Аналитик данных. Игрок в защите. Подтверждая или опровергая данные, помогает нападающим — то есть команде разработки — создать новое прорывное решение.
- Разработчики, включая дизайнеров. Игроки в нападении, которые фактически воплощают стратегию и инструкции капитана. Они разрабатывают IT-решения, играя от «паса» продуктового аналитика.
Инструменты продуктовой аналитики
Ещё один немаловажный столп продуктовой аналитики — передовые инструменты. Вот примеры некоторых из них.
Amplitude
Система поведенческой аналитики. Она фиксирует действия пользователей и самостоятельно визуализирует критически важные показатели. С помощью Amplitude специалисты выявляют аномалии, влияющие на финансовые метрики продукта.
Hotjar
Инструмент для анализа интерфейса. Он позволяет понять поведение пользователей на страницах, определить наиболее часто используемые функции, нажатия на кнопки, взаимодействия с элементами. Применяя Hotjar, команда разработки может постоянно улучшать интерфейс продукта на постоянной основе — это увеличивает показатели продаж и уменьшает оттоки пользователей.
Важно понимать, что каждый инструмент индивидуален и разнится от продукта и продуктовой стратегии. Поэтому нужно иметь опытных специалистов в команде. Они сделают правильный выбор, основываясь на деталях и тонкостях.
— Нурлан Токашев, ведущий продуктовый аналитик tekmates
Процессы продуктовой аналитики
Довольно часто компании прибегают к опыту и знаниям внутренних специалистов, чтобы организовать работу продуктового отдела. Их идеи и наработки играют немаловажную роль, но нужно следовать и современным практикам.
Процессы в tekmates — ключевой элемент отдела продуктовой аналитики. В каждом проекте компании присутствуют следующие процессы:
- Мониторинг. С помощью инструментов визуализации и отзывов пользователей продуктовый аналитик наблюдает за текущим состоянием продукта и ищет точки роста.
- Анализ. Найденные аномалии и точки роста берутся в работу. Аналитик выдвигает предположения о причинах падения метрик и возможные варианты доработки продукта, которые повысят показатели.
- Тестирование. Когда есть несколько гипотез, нужно подтвердить их через A/B-эксперимент. Для этого создаётся измененный вариант цифрового продукта, который, по мнению аналитика, повысит показатели. Новый вариант тестируется на определённом количестве пользователей — например на 10% от всех текущих. После эксперимента специалист анализирует альтернативный и основной варианты продукта с помощью математических алгоритмов. Если видно, что новый вариант лучше, нужно решить, вносить ли данное изменение в основной продукт.
- Релиз. После эксперимента считаются затраты на полную разработку решения, а также прибыль, которую получит продукт после внедрения решения. Если расчёты показывают, что решение принесёт пользу, оно переносится в основной продукт в полном объёме.
Такой алгоритмический подход защищает от лишних расходов на разработку и возможных ухудшений показателей. С помощью A/B-экспериментов можно достаточно точно оценить последствия принимаемых решений.
Сейчас мы активно развиваем направление продуктовой аналитики с нашим текущим партнёром: собрана продуктовая команда, и внедрены необходимые инструменты. Сотрудники осведомлены о текущем состоянии продукта, а руководящий состав корректирует свою стратегию на рынке. Тем временем продуктовая команда активно развивает конкурентоспособность продукта, находит новые точки соприкосновения с пользователями и повышает финансовые показатели.
— Нурлан Токашев, ведущий продуктовый аналитик tekmates
Итоги
Чтобы начать внедрять продуктовую аналитику в своей компании, нужно сделать следующее:
1. Соберите команду. Начните процесс внедрения аналитической инфраструктуры с продуктовым аналитиком. Постепенно расширяйте команду и чётко разбивайте её на роли для получения максимальной эффективности.
2. Используйте продвинутые инструменты. Например, те, что мы описали в статье. Либо доверьтесь опыту специалистов, которые подберут инструменты под специфику вашего продукта.
3. Выстройте процессы по схеме: мониторинг → анализ → тестирование → релиз. Особенное внимание уделяйте этапу тестирования. Оно поможет точнее определить эффект от внедрения новых решений.