Gartner в 2024 году среди прочих прогнозирует рост интереса к экологически безопасным технологиям, становление рынка «машинных клиентов», а также актуальность управления рисками, которыми может сопровождаться внедрение ИИ. Пер Овергаард, технический директор Lenovo ISG в регионе EMEA, поделился рекомендациями о том, как предприятия могут уже сейчас извлекать выгоду из этих тенденций.
Устойчивые технологии
В 2024 году все большее число ИТ-руководителей будут иметь целевые показатели устойчивого развития в своих KPI и все чаще будут нести прямую ответственность за влияние используемых ими технологий на экологию, причем не только внутри своей организации, но и во всей цепочке поставок. По данным Gartner, «к 2027 году 25% вознаграждений ИТ-директоров будет так или иначе связано с устойчивыми технологиями».
Глобальные нормы требуют от организаций прозрачности их деятельности в области ESG.
Демократизация ИИ выведет на первый план необходимость оценки преимуществ и недостатков этой технологии. По данным Международного энергетического агентства, ИИ потребляет гораздо больше энергии, чем обычные вычисления, а недавнее исследование Института ИИ Аллена показало, что для создания одного изображения с помощью генеративного ИИ необходимо количество энергии, равное полной зарядке смартфона. Инвестиции в устойчивые технологии помогут организациям открыть новые бизнес-модели и решения, даже если изначально это невыгодно.
Машинные клиенты
Покупатель будущего не всегда будет человеком. Вместо этого значительная часть коммерции будет осуществляться машинами в автоматическом режиме. По подсчетам Gartner, рынок «машинных клиентов исчисляется триллионами и к 2025 году будет насчитывать не менее 15 млрд подключенных устройств».
Машинные клиенты уже существуют. Наиболее распространённый сегодня пример - автомобили Tesla, которые способны автономно диагностировать механические проблемы и заказывать необходимые детали без участия человека. В ближайшие годы эта тенденция будет усиливаться: количество машинных клиентов будет расти, сформируются автоматизированные рынки, которые будут бороться за расположение роботов-покупателей как в потребительском, так и в B2B-сегментах.
К 2025 году машины-покупатели смогут делать оптимизированный выбор из различных товаров на основе правил. А к 2026 году машины будут определять потребности клиентов на основе контекста и предпочтений, у машинных клиентов появятся свои собственные «потребности», которые помогут им эффективно заключать сделки. Организации будут создавать платформы специально для их удовлетворения, конкурируя с другими, в том числе по цене.
К 2030 году в среднем 15-20% доходов их компаний будут приносить машинные клиенты. Это означает, что ИТ-лидеры, которые уже сегодня изучают машинных клиентов и их customer journey для внедрения таких операций в свои цифровые торговые площадки, могут рассчитывать на оптимизацию циклов продаж и увеличение доходов.
Управление рисками ИИ
В наступающем году руководители компаний будут решать проблемы, связанные с внедрением ИИ и управлением тем, как сотрудники его используют. По прогнозам, «к 2026 году компании, внедрившие инженерные практики ИИ для создания и управления адаптивными системами ИИ, превзойдут своих коллег по эффективности и времени, затрачиваемому на внедрение моделей ИИ, как минимум на 25%».
Руководители компаний должны разрабатывать комплексные программы по борьбе с рисками ИИ и обеспечению безопасности, четко определяя политику допустимого использования, а также внедряя классификацию данных и управление доступом к приложениям ИИ. Эффективное управление этими рисками станет отличительной чертой организаций, преуспевающих в этом направлении, и позволит расширить сотрудничество между компаниями.
Значение всех перечисленных выше тенденций будет возрастать, и организации, которые начнут исследовать их и предпринимать шаги в их направлении в 2024 году, получат полезную фору и значительное вознаграждение за дальновидность уже в ближайшем будущем.