Ермек Шамуратов: Всеобщая информатизация – это зло
В мире информационных технологий должно оставаться место для человеческого общения, считает известный эксперт в сфере IT
В новом спецвыпуске «Персоны Капитала» мы встретились с известным экспертом в области информационных технологий, основателем банковского приложения Homebank, предпринимателем Ермеком Шамуратовым.
В ходе беседы наш гость рассказал, как запускался онлайн-банкинг в Казахстане и с какими сложностями приходилось сталкиваться в процессе внедрения цифровых продуктов. Напомним, что все это происходило на заре становления независимой финансовой системы РК.
Как известно, в середине 90-х годов прошлого столетия действующие на тот момент сберегательные кассы, преемником которых после распада СССР стал Народный банк Казахстана, были далеки от автоматизации. В то время мало кто знал, что такое компьютер, вспоминает Ермек Шамуратов. Тогда у него и созрела идея создать на базе Халыка некую инфраструктуру - прототип сегодняшней экосистемы. На начальном этапе при его участии были запущены первые платежные карточки и банкоматы по всей стране. В этом направлении нашему собеседнику удалось проделать действительно большую работу.
«А когда ты такую тяжелую работу делаешь, то в какой-то момент тебя никто не понимает», - отмечает он. То есть зачастую приходилось сталкиваться и с критикой. «В том числе критиковали, что я развиваю оптоволоконные линии, - уточняет Ермек Шамуратов, - а оптоволокна ни у кого еще не было». Следовательно, в таких условиях стало невозможно внедрять новые решения.
В итоге он был вынужден покинуть Народный банк, но продолжил реализовывать свои проекты уже в Казкоммерцбанке в начале 2000-х годов. Цель была построить «полноценный онлайн-банк, но с развитой финансовой структурой».
Для этого он также предлагал открыть офис в Европе и развивать межстрановые расчеты. По мнению собеседника, западные технологии отставали от местных на много лет. Таким образом, можно было найти там свою нишу и «влиться в голубой океан». Однако руководство Казкоммерцбанка не одобрило эту затею, как, впрочем, и ряд других.
Тем временем Ермеку Шамуратову удалось все-таки выстроить всю информационную систему Казкома и запустить впервые в стране карты American Express на чипе, интегрированные в международные системы.
«По карточкам много лет мы были лучшие в Западной Европе, - утверждает он.- Мы стремились все время быть на уровне».
Несмотря на то, что технические возможности в тот период были ограничены, Ермек Шамуратов считает, что главное для IT-специалиста - это идея, а возможности найдутся рано или поздно.
При этом в текущих условиях, когда цифровизация повсеместно задает темп на рынке товаров и услуг и вытесняет традиционный банкинг, всегда должно оставаться место человеческому фактору, уверен он. «Существует мнение, что всеобщая информатизация – это зло», - говорит наш гость.
По его представлению, искусственный интеллект может со временем заменить человека практически во всех сферах деятельности, и это вызывает серьезную обеспокоенность.
Вместе с тем у Ермека Шамуратова есть мечта создать в стране такую инфраструктуру, которая повторяла бы все последние достижения человечества. Но для этого важно развивать науку.
Во время интервью наш собеседник также рассказал, какими навыками должен обладать современный IT-специалист, чтобы быть востребованным не только на местном, но и международном рынках, и почему учиться надо даже министрам.
Более подробно об этом и многом другом - смотрите в очередном видеовыпуске «Персоны Капитала».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.