Международная рекрутинговая компания «Форсаж» оценила текущее состояние рынка труда в казахстанском телекоме. В частности, эксперты объяснили частную смену руководства в компаниях сотовых операторов (КаР-Тел, Tele2). В большинстве случаев – это экспаты, которые приезжали на разных этапах развития бизнеса, отмечают эксперты «Форсаж» в своем исследовании, предоставленном деловому порталу Kapital.kz. Логично, что приехала одна команда, чтобы сделать стартап проекта, а затем она передает управление бизнесом руководству другого типа. Однако возможны и ситуации, когда экспаты не справляются с поставленными задачами или спецификой региона, подчеркивают рекрутеры.
На рынке телекома борьба за сотрудников идет на всех уровнях, отмечают в «Форсаж». Особо жесткий дефицит наблюдается на уровне высшего руководства, отвечающего за стратегию и развития бизнеса, и технических специалистов, поддерживающих строительство и развитие сетей сотовой связи и широкополосного доступа в интернет. Выход из ситуации телекоммуникационные компании находят, привлекая экспатов, что подтверждает анализ управленческих команд ведущих операторов, а также формирование кадрового резерва среди студентов технических вузов.
Сейчас можно выделить три категории наиболее востребованных специалистов. Первая – research and development, маркетинг, стратегическое планирование и развитие. Вторая категория – технические специалисты: инженеры и узкоспециализированные IT-менеджеры. Третья категория – это продажи и, в частности, корпоративные продажи. Казахстанские операторы решают эту проблему несколькими путями: первый – «переманивание», второй - работа с инженерными вузами: отбирают студентов, приглашают на стажировки, оплачивают обучение и сами растят кадровый потенциал.
Вторая тенденция наиболее активно обозначилась лишь в последнее время: операторы привлекают специалистов из других бизнесов. Если ранее компании были сфокусированы на персонале только с опытом работы в телекоме, то сейчас они, перебрав весь доступный круг кандидатов на пространстве СНГ и не сформировав достаточный кадровый резерв, готовы рассматривать людей, особенно на позиции в маркетинге, продажах, из FMCG (товары народного потребления) или, если речь идет о корпоративных продажах, - из B2В-продаж, уверены специалисты. FMCG - наиболее системный и структурный бизнес, который работает с конечным потребителем. Специалисты, прошедшие школу FMCG, отлично понимают психологию потребителя и достаточно быстро настраиваются на специфику телекома.
Кроме того, рекрутеры в «Форсаж» отмечают конкурентоспособность зарплат в телекоммуникационных компаниях. Они сопоставимы с зарплатами, которые предлагают международные компании из FMCG, и гораздо выше зарплат локальных FMCG-компаний. При этом динамика зарплат соответствует средней по рынку, так как телеком-компании не готовы использовать исключительно финансовую мотивации – у многих очень хорошие социальные пакеты.