USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
98071.90$
+626.200

Как меняется ИТ-рынок Казахстана

Если в мировых корпорациях инхаус-команды сокращаются, то в ИТ-подразделениях крупных бизнесов РК растут

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Актуальные темы развития ИТ в Казахстане обсудили на днях представители банков, телекома и IT-компаний на площадке Digital Media Club. Инициатором такого клуба выступила компания red_mad_robot central asia. В нем журналисты встречаются с топ-менеджерами и руководителями digital-направлений известных казахстанских и международных бизнесов. Основные темы повестки прошедшей встречи: развитие инхаус, аутсорс-разработки и ситуация с зарплатами в IT

Как отметили спикеры, за последние годы банки и телеком значительно нарастили свои штатные команды айтишников. К примеру, по словам Тахмины Кодири, Chief People Officer Beeline Казахстан, в компании сегодня 700 ИТ-талантов из 6 000 сотрудников. Благодаря росту инхаус-команды Beeline сокращает закупку импортного вендорского софта: «Мы приближаемся к 50%-ному замещению внешних систем собственной разработкой».

В Jusan Bank пропорция ИТ-специалистов от общего количества сотрудников еще выше. «Сейчас у нас порядка 5 тыс. сотрудников, где каждый третий – работает в ИТ и «около ИТ», – поделился цифрами директор департамента цифрового развития Jusan Bank Ерик Умурзаков.

При этом на встрече было отмечено, что если в Казахстане наблюдается рост ИТ-подразделений в крупных бизнесах, то в мире, наоборот, сейчас происходит сокращение инхаус-команд в корпорациях.

«Когда компании уровня Google и Facebook объявляют о сокращениях, это говорит о том, что в свое время перегнули палку с наймом айтишников. Объективно каждый крупный корпоративный бизнес проходит цикл, когда он перегибает палку с инхаус-командами», – обращает внимание Дмитрий Негодин, сооснователь и CBDO аутсорсинговой компании Akhter Studios.

Если же говорить про внутренний казахстанский рынок, то, по словам Дмитрия Негодина, нередко происходит ситуация, «когда компания смотрит на стоимость создания продукта на аутсорсе в 300-400 тыс. долларов и считает, что это много». Решает набрать свою команду. Помимо прямых затрат на ФОТ возникает большое количество сопутствующих накладных расходов. И в итоге реальная стоимость продукта, который делается инхаус, вырастает до 1 млн долларов.

Как меняется ИТ-рынок Казахстана   1960900 - Kapital.kz

СEO red_mad_robot Агиис Конкабаева отметила, что за свою карьеру побыла и на стороне заказчика, и на стороне исполнителя. «Почему-то мало кто включает в стоимость собственной разработки расходы на серверы, инфраструктурные решения, на амортизацию техники. Расходы на поддерживающие и сопровождающие ИТ-разработку подразделения, – отметила спикер. – В случае с инхаус-командой бизнесу придется платить буквально за все. По моим подсчетам, аутсорс выйдет дешевле где-то на 15-20%».

Представители банков со своей стороны подчеркнули, что готовы сегодня сотрудничать с аутсорс-компаниями: для снижения затрат, привлечения дополнительной экспертизы и сокращения времени выхода на рынок новых продуктов.

«Аутсорс помогает быстро сформировать команду для срочных задач и быстрого внедрения продуктов. А инхаус больше нацелен на развитие и поддержку текущих продуктов, инфраструктуры, развитие методики разработки, отчетности и так далее», – поделилась видением заместитель председателя Евразийского банка Айнагуль Даулетбаева.

Арина Лепихова, head of digital SME Home Credit Bank, напомнила, что в течение двух лет Home Credit в Казахстане планирует инвестировать 20 млн долларов в создание цифрового банкинга для МСБ. «В этом направлении мы планируем, что на старте проекта 90% задач будут закрываться на аутсорсе, – поделилась планами Арина Лепихова. – В целом наш банк активно использует аутсорс. Но при этом внутри есть своя core-система, над которой трудятся штатные специалисты».

Согласно исследованиям KPMG, сейчас в Европе наблюдается тренд на цифровое партнерство. Этот же тренд приходит и в Центральную Азию.

По словам associate director KPMG в Казахстане и Центральной Азии Венеры Сексенбаевой, цифровое партнерство – это более глубокая модель взаимодействия заказчика и исполнителя, чем простой аутсорс.

В аутсорсинге заказчик приходит с готовым видением, какой продукт нужен и ожидаемым результатом, за который он готов заплатить. Цифровое партнерство подразумевает совместный мозговой штурм. Совместную постановку целей и задач и совместные договоренности о той пользе для бизнеса, которую в итоге должен получить заказчик. Цифровое партнерство – это взаимодействие и ИТ, и бизнеса.

По мнению Агиис Конкабаевой, если раньше digital-компании пытались «привязать» к себе заказчиков, практиковали вендерлок (когда заказчику трудно или почти невозможно перейти с софта подрядчика, он оказывается в сильно зависимом положении), то сейчас рынок меняется.

«Например, мы в red_mad_robot сentral asia, практикуя модель цифрового партнерства, заинтересованы сделать с заказчиком как можно больше новых уникальных продуктов, которые принесут пользу конечным клиентам и бизнесу, и передать их инхаус. А не держаться за какой-то один продукт, пытаясь выжать из него максимум. Такая модель, на наш взгляд, гораздо больше отвечает сегодня потребностям бизнеса», – пояснила Агиис Конкабаева.

Участники встречи затронули также ситуацию с зарплатами на рынке ИТ. По мнению представителей банков и телекома, рынок в Казахстане все больше перегревается.

«Если не брать в расчет отдельные случаи – зарплаты специалистов с редкими, уникальными компетенциями и стажеров, то в целом зарплатная вилка в ИТ на сегодня варьируется от 500 тысяч тенге до 2 миллионов», – отметила Тахмина Кодири. По мнению спикера и ее коллег, рынок перегрет, но зарплаты продолжают расти, так как спрос превышает предложение. Потребность в инновационных диджитал-продуктах в Казахстане растет быстрее, чем наличие компетенций на рынке.

 «Согласна, что рынок перегрет. Возьмем, к примеру, позицию бизнес-аналитика. По сути, это начальная роль для будущего product owner. Раньше можно было найти такого специалиста за 400 тыс. тенге, сейчас в среднем его зарплата начинается от 900 тыс. тенге и выше», – поделилась наблюдениями Арина Лепихова.

Участники дискуссии также отмечали, что на рынке Казахстана пока еще не сложилась четкая стандартизированная система грейдирования ИТ-сотрудников.

«Смотрите: часто у мидла по рынку указана зарплатная вилка от 700 до 1,5 млн тенге. Это что вообще такое? Откуда такой разброс, более чем в 2 раза? Это, считаю, говорит о том, что в Казахстане пока нет единых подходов к грейдированию айтишников», – считает Дмитрий Негодин из Akhter Studios.

По мнению участников обсуждения, приход на рынок Казахстана крупных международных технологических компаний, с одной стороны, будет содействовать развитию ИТ-отрасли, росту экспертизы в стране, а с другой – приведет к еще большему увеличению зарплат на рынке.

Впрочем, несмотря на рост зарплат в ИТ в Казахстане, они пока еще ощутимо ниже зарплат айтишников в Беларуси и Украине, работающих на западных заказчиков. Не говоря уже про зарплаты на наиболее развитых технологических рынках, как, например, в Израиле.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.