USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97218.30$
+138.800

Какие вопросы может решить переход на облака и в чем они не помогут

У самого быстрого варианта внедрения технологий есть свои нюансы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие вопросы может решить переход на облака и в чем они не помогут- Kapital.kz

Переход на облака — тенденция последних лет во всем мире, но ряд стран, включая Казахстан, слегка отстают от передовых практик. Некоторые компании, давно доросшие до уровня крупнейших, до сих пор не разрешают себе перейти на облака. Причин тому много, приведу главные, на мой взгляд. Во-первых, у компаний есть вполне понятное желание «защитить» инвестиции в уже построенную IT-инфраструктуру. Зачастую все понимают, что надо двигаться вперёд, но мешает инерция. Чтобы поменять устоявшиеся процессы, всегда требуется решимость. Второй фактор: опасения со стороны IT-департаментов по поводу сокращения количества задач, если часть функций перейдёт на сторону облачного провайдера. Третий важный момент — безопасность. Когда все наши ключевые процессы обеспечиваются внутренними ресурсами, которые «огорожены периметром», то создаётся ощущение полного контроля. Однако современные облака — это такие стандарты безопасности, что никакая, даже самая продвинутая компания, скорее всего, не сможет обеспечить их внутри.

Немало препятствий связаны и с разночтениями в законодательствах разных стран относительно возможностей использования облачных технологий.

Давайте попробуем разобраться, так ли реальны эти опасения и какие проблемы/задачи компании действительно можно эффективно и выгодно решить при помощи облачных технологий, а где они помочь не в состоянии.

1)    Обеспечение непрерывности процессов

Бизнес — это всегда попытка сократить издержки, и при этом обеспечить эффективность. С этой точки зрения облака дают эффект, который можно не заметить сразу. У меня есть пример из личной истории. В компании, которой я управлял, была IT-функция, которая, в числе прочего, обеспечивала работоспособность почтового сервера. Не нужно объяснять, насколько важна сегодня электронная почта — она есть в каждой компании, от нее зависит, в прямом смысле, работоспособность организации. В общем, в компании, о которой я рассказываю, почтовый сервер стабильно «падал» раз в месяц. И вся компания на день оставалась без электронной почты. Мы долго колебались, но в какой-то момент перешли на облачную почту по подписке. Сдерживающий фактор понятен: стоимость собственного почтового сервера вроде как растворяется, она невидима в рамках общих затрат. А когда ты покупаешь подписку на внешнюю почту — платишь реальные, вполне ощутимые деньги. И сразу кажется, что это дорого.

Но тут выплыл важный нюанс: после перехода на почту внешнего провайдера время, когда компания оставалась без рабочей почты, сократилось до одного часа в месяц. Это около 9 часов в год вместо 12 дней в среднем ранее. Давайте задумаемся: обеспечение непрерывности бизнеса стоит денег? Мой ответ — безусловно.

Перенося некие важные процессы в облако, компания платит не столько за функцию, сколько за предсказуемость: она точно знает, что сервис будет работать с заданным SLA. У SAP, например, SLA гораздо жестче, чем у любой внутренней IT-службы. Ведь когда мы говорим про большую компанию, каждый день простоя там – это тысячи, а то и миллионы долларов. Это особенно хорошо видно на примерах компаний сегмента e-commerce, где идет постоянная генерация денег за счет покупок на сайте. Генерация денег встала – потери огромны. Вот вам и оценка непрерывности.

2)    Быстрое внедрение новых технологий и масштабирование

Некоторое время назад компании очень любили всё кастомизировать — считали, что уж у них то бизнес-процессы уникальны. Сейчас мы видим обратную тенденцию: клиенты стремятся упрощать процессы, брать их «из коробки». Стало понятно, что за годы работы у сервис-провайдеров появились стандартные или даже лучшие практики. Это кардинально сокращает сроки внедрения решений. Пример: несколько лет назад крупные компании могли спокойно выделять на внедрение ERP три года. Сейчас ни для кого не сюрприз, что ERP внедряется в среднем за 8 месяцев. Ускорению способствуют, конечно же, облака. Они не подразумевают глобальных изменений. Облака как раз про то, чтобы взять лучшие практики, произвести трансформацию бизнес-процессов, адаптировать их, убрать ненужное, быстро обучить людей и запуститься. Ведь на практике оказывается, что даже в самых сложных случаях 80% бизнес-процессов покрывается стандартом лучших практик SAP и лишь 20% могут выходить за их рамки.  Так, Альфа-Банк наладил сбор обратной связи и улучшил взаимодействие с потребителями за счет облачной системы SAP Qualtrics, которая была внедрена и настроена в течение двух месяцев силами департамента банка, без привлечения сторонних партнеров. Менее месяца понадобилось для запуска опросов клиентов на новой платформе, которая зафиксировала рост клиентской удовлетворенности на 8% по итогам 6 месяцев.

Облака — это всегда про скорость. И в нашей действительности это крайне важно:  турбулентность — новая норма. Раньше мы жили в парадигме: этот год был тяжелым, а следующий будет спокойным. Сейчас мы понимаем, что так не будет. Меняться надо быстро, на лету. Ни у кого нет трёх лет на внедрение. И внедряя что-то, надо сразу закладывать возможность меняться под актуальную ситуацию на протяжении многих лет. Например, в компании «Казфосфат» с внедрением облачной SAP S/4HANA рассчитывают создать современную промышленную IT-платформу, которая обеспечит возможность оперативного комплексного управления предприятием на долгие годы вперед.

Есть еще пример: онлайн и офлайн-ретейлеры. У меня был клиент, который всегда настаивал только на решениях on-premise, локально внутри компании. Понятное дело, это накладывало некоторые ограничения: получалось применить не самое оптимальное решение, а лишь то, которое выдерживала инфраструктура заказчика. Но скупой платит дважды — это правило работает. Во время «Черной пятницы» система клиента просто «легла» на полдня. В период повышенного спроса это, конечно, обошлось компании очень дорого — может быть, как месяц работы магазина с точки зрения потерь. Этот пример показывает, что системы компании могут просто не выдерживать резкие всплески активности. И выход тут очевиден — облака. Они всегда про быстрое масштабирование мощностей. И если к вам придет не тысяча клиентов, а 150 тысяч, к этому можно быть готовым.

3)    Соответствие законам и поддержка

У каждой страны и для компаний каждой отрасли есть своя специфика в регулировании применения облачных технологий. Это отдельная большая тема, в связи с чем затрону по верхам только основные аспекты. В общем и целом, у нас есть законодательство о персональных данных, которое устанавливает ряд требований — при их выполнении можно обрабатывать данные в облаке. Конечно же, должны обеспечиваться требования при трансграничной передаче в части хранения данных на территории Казахстана.

Повторюсь: за исключением отдельных индустрий со своей спецификой, законодательство о персональных данных не запрещает работать в облаках. Но каждый субъект и оператор персональных данных должны обеспечивать меры по защите. Говоря про госсектор, мы в меньшей степени видим возможности применения облаков. Как и в банках, где также очень жесткое регулирование. Хотя прямых запретов нет и здесь, и мы наблюдали случаи, когда самые продвинутые компании используют облака у себя, обеспечивая полное соответствие законодательству и весь комплекс мер по защите данных. Запретов нет, просто необходимо внимательно изучить документы. Для этого можно привлечь опытных поставщиков облачных услуг, которые «съели собаку» на вопросах регулирования.

Также часто задают вопрос о возможном отключении облаков. Конечно, форс-мажорные обстоятельства могут случиться в любой стране, однако не стоит забывать, что глобальные игроки — это распределенные дата-центры. Все яйца не хранятся в одной корзине. Клиенты имеют возможность выбирать. Какие-то локальные потрясения не влияют на работоспособность глобальной сети дата-центров. У всех данных есть резервирование, бэкапы, проверяется их работоспособность. Резервируются каналы связи, питание, есть специальные процедуры, обеспечивающие перенос. Весь этот комплекс мероприятий, стандартов и подходов как раз и обеспечивает работу облаков. И говорит о том, что облака не «схлопнутся» под влиянием внешних обстоятельств.

4)    Высвобождение IT-штата

Ещё один вопрос, который приходится слышать довольно часто: если перейти в облака, содержать IT-отдел больше не нужно? Можно ли будет сократить затраты за счёт внутренних специалистов? Мой ответ — однозначно нет. Эта история таким образом не работает.

При переходе в облака в любом случае остается потребность в высококвалифицированных IT-специалистах на стороне заказчика. Потому что даже если компания перешла на аутсорс, нужны люди, которые умеют поставить задачу аутсорсерам, работать с внешними поставщиками, добиваться исполнения SLA от провайдера при необходимости. Да, многие функции IT-службы становятся другими, трансформируются. Но в целом переход на облака точно не означает, что можно убрать IT-функцию внутри. Тем не менее она станет более компактной и дешевой.

Сегодня вся культура ведения бизнеса подразумевает, что IT — неотъемлемая его часть. И польза от внешних решений будет гораздо выше, если контролировать их применение будут понимающие в этом люди. Поэтому вместе с трансформацией бизнеса должна происходить и трансформация в IT-отделах, это неразрывные процессы. Подчеркну, что именно трансформация, но никак не ликвидация.

5)    Безопасность

Ну и наконец - не стоит забывать про безопасность. В последнее время мы видим много утечек информации из собственных корпоративных ЦОДов. Так, в марте 2022 года кибератаке подверглась румынская нефтяная компания Rompetrol, в результате которой она вынуждена была приостановить некоторые услуги на станциях и закрыть веб-сайты. После взломов злоумышленники, как правило, шифруют данные и предлагают их вам вернуть за выкуп, стоимость которого будет, скорее всего, гораздо больше, чем компания могла бы заплатить за облачную подписку. Почему так происходит? Дело в том, что компании, имея корпоративный ЦОД, безусловно, соблюдают необходимые меры безопасности, но, к сожалению, не уделяют им максимального внимания до того момента, когда произойдет утечка данных или взлом системы. Гиперскейлеры в свою очередь постоянно наращивают компетенции в области защиты информации, разрабатывают собственные сервисы и решения, стараясь максимально соответствовать потребностям заказчиков, следят за новыми решениями ведущих вендоров оборудования и ПО. Облачные системы обеспечены защитным контуром на всех уровнях, таким образом, для многих компаний это доступное и надежное решение, которое помогает безопасно хранить данные.

Автор: Евгений Теремов, управляющий директор SAP Казахстан

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.