Автор: Таутенов Е.И., заместитель директора Центра аналитических исследований и прогнозирования АО «Институт экономических исследований»
Налогообложение играет важнейшую роль в экономической политике государства. С одной стороны, налоговые доходы, как правило, являются основным источником финансирования государственных расходов. С другой стороны, налогообложение является фактором стимулирования экономической деятельности и конкуренции в частном секторе, а также инструментом перераспределения добавленной стоимости в экономике. Таким образом, налогообложение прямо влияет на выполнения приоритетных экономических и социальных задач, стоящих перед государством.
В результате преобразований налоговая система стала привлекательной для бизнеса, а государственные расходы в основном финансировались за счет ресурсного сектора. Однако, начиная с 2014 г. в мировой экономике наблюдается замедление темпов роста и как следствие, снижении мировых цен на сырьевые товары, что значительно сказывается на поступлении налоговых доходов (-24% в 2015 г.). Новая экономическая реальность требует адаптации налоговой политики.
В стратегии развития Республики Казахстан до 2050 г. закреплена главная цель государства — создание развитой экономики и возможностей для всеобщего труда, а также вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира. Задачи налоговой реформы также определены в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
В 2016 году эксперты АО «ИЭИ» провели исследование по реализации комплексной налоговой реформы в Республике Казахстан и оценке эффектов реформирования налоговой системы.
В рамках проведения исследовательской работы было произведено моделирование различных сценариев реформирования налоговой системы.
Сценарное моделирование позволяет оценить эффект от реализации различных сценариев реформирования налоговой системы на фискальные доходы и основные макроэкономические показатели.
В рамках сценарного моделирования налоговых режимов были разработаны четыре сценария со следующими основными предпосылками при моделировании:
* Сценарий «без изменения»
— Основан на официальном прогнозе программы социально-экономическом развитии Республики Казахстан, подготовленном Министерством национальной экономики РК
— Является базовым сценарием, с которым сравниваются все другие сценарии
* Сценарий 1: Улучшение собираемости без повышения номинальной ставки
— Улучшение администрирования
* Введение ЭСФ и проверки в режиме реального времени
* Организационные улучшения и прочее
— Снижение доли теневой экономики
* Стимулирование продавцов и покупателей использовать безналичный расчет
* Обязательные выплаты зарплат и пенсии на карточные счета
— Выравнивание условий для всех участников экономики
* Снижение порога по НДС к 2020 г.
* Изменение режима СНР к 2020 г.
* Сценарий 2: Увеличение номинальных ставок
— По КПН — с 20% до 25%
— По ИПН — с 10% до 13%
— По НДС — с 12% до 14%
* Сценарий 3: Уменьшение номинальных ставок
— По КПН — с 20% до 15%
— По ИПН — с 10% до 8%
— По НДС — с 12% до 10%
Для моделирования сценариев были использованы следующие основные допущения:
* Гарантированные трансферты из Национального Фонда останутся на уровне базового прогноза, заложенного в сценарии «без изменений» — 2,9 трлн тенге в год
* Уровень государственного долга и дефицит бюджета останутся на уровне базового прогноза заложенного в сценарии «без изменений»
* Все дополнительные налоговые сборы государства реинвестируются обратно в экономику в течение года со следующей пропорцией — 27% на капитальные затраты, 73% на прочее потребление и затраты
* При снижении налоговых сборов, часть средств оставшихся у населения, не реинвестируются в экономику в связи с оттоком капитала за пределы страны и/или переходом в разряд «мертвого» капитала
Модель содержит следующие основные выходные данные:
* налоговые доходы: основной показатель эффективности налоговой политики; основной источник финансирования государственных
расходов; особая важность в связи с уменьшением нефтяных налогов в последние годы;
* ВВП: основной показатель роста экономики; необходимость соответствия налоговой системы экономическим целям при сохранении баланса между налоговыми доходами и ростом;
* уровень ненаблюдаемой экономики: прямое влияние на совокупные налоговые и прочие доходы бюджета; высокая доля ненаблюдаемой экономики в ВВП РК по сравнению со странами ОЭСР; низкий уровень качества и безопасности продукции, а также производительности труда в ненаблюдаемой экономике;
* налоговая нагрузка: соотношение налоговых доходов и ВВП; отсутствие увеличения нагрузки на «честных» налогоплательщиков как основной принцип налоговой реформы;
* инвестиционная активность: ключевой фактор устойчивого экономического роста; хроническая нехватка инвестиций в экономике РК, так как капиталоемкость ВВП РК является одной из самых низких в мире.
При моделировании сценариев были использованы данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана и Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана. В ряде случаев использованы данные других агентств и государственных органов.
Сравнительные результаты моделирования
Ниже представлены сравнительные результаты моделирования потенциальных изменений налоговой политики Казахстана. Если не указано иное, финансовые показатели указываются в миллиардах тенге в ценах 2015 года.
Результаты приведены в сравнении со сценарием «без изменений», предполагающим отсутствие изменений системы налогообложения (кроме внедрения ОСМС).
Основные показатели сценария «без изменений» приведены ниже:
* В целом, при сохранении текущего режима налогообложения налоговые поступления в 2020 и 2026 гг. составят 6 532 и 7 645 млрд тенге, соответственно
* Прирост реального ВВП к показателю 2015 г. составит 44,5 трлн тенге в 2020 г. и 51,5 трлн тенге в 2026 г.
* Уровень теневой экономики сократится с текущих 27,5% от ВВП до 26,3% в 2020 г. и до 24,0% в 2026 г.
* Налоговая нагрузка на экономику как проценты от ВВП составит 14,7% в 2020 г. и 14,8% в 2026 г.
Основные результаты сценарного анализа по основным показателям представлены ниже:
1. Налоговые доходы
* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)
— К 2020 г. ожидается увеличение налоговых доходов на 8% (552 млрд тенге)
— К 2026 г. ожидается дальнейший рост налоговых доходов до 11% к базовому сценарию (829 млрд тенге)
— Прирост налоговых поступлений обеспечивается за счет сокращения теневой экономики, улучшения администрирования и борьбы с «лжепредприятиями»
* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)
— К 2020 г. ожидается увеличение налоговых доходов на 8% к базовому сценарию (543 млрд тенге)
— К 2026 г. увеличение налоговых доходов также ожидается на уровне 8% (631 млрд тенге) к значению 2026 г. в сценарии «без изменений»)
— Прирост налоговых поступлений обеспечивается за счет более высокой налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)
— В 2020 г. ожидается снижение налоговых доходов на 8% (-487 млрд тенге), а к 2026 г. темпы падения сократятся до 7% к базовому сценарию (-566 млрд тенге)
— Сокращение налоговых поступлений связано с понижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
2. Реальный ВВП
* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)
— К 2020 г. ожидается увеличение реального ВВП на 0,9% к базовому сценарию, с дальнейшим увеличением до 1,1% к 2026 г.
— Рост реального ВВП связан с увеличением собираемости налогов и отсутствием снижения продукции
* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)
— К 2020 г. ожидается незначительное увеличение реального ВВП на 0,1%
— К 2026 г. увеличение реального ВВП не изменится и останется на 0,1% выше, чем в сценарии «без изменений»
* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)
— В 2020 и 2026 гг. ожидается увеличение реального ВВП на 0,7% по сравнению с базовым сценарием
— Рост ВВП связан с повышением выпуска благодаря снижению налоговой нагрузки на экономику
3. Теневая экономика
* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)
— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 5,5% и составит 22,0% ВВП (для сравнения, в 2015 г. он достигал 27,5% ВВП)
— Сокращение теневой экономики достигается за счет внедрения инициатив, стимулирующих безналичные расчеты и повышение прозрачности
* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)
— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 2,7% и составит 24,8% ВВП
— При повышении налоговой нагрузки часть предприятий и населения переходят в ненаблюдаемую экономику
* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)
— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 4,2% и составит 23,3% ВВП
— При понижении налоговой нагрузки часть предприятий и населения переходят в наблюдаемую экономику
4. Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику
* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)
— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику увеличится на 1,3% к 2026 г. за счет налогообложения теневой экономики
— Рост нагрузки нефтяного сектора (к ВДС)1 незначителен (+0,1%), так как в отрасли низкая доля теневой экономики
— Нагрузка других секторов (к ВДС) растет на 1,6% за счет улучшения администрирования и снижения уровня теневой экономики
* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)
— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику увеличится на 1,8% к 2026 г.
— Налоговая нагрузка нефтяного сектора (к ВДС) — увеличится на 1,2%, других секторов (к ВДС) — увеличится на 1,9%
* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)
— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику снизится на 1,7% к 2026 г.
— Налоговая нагрузка нефтяного сектора (к ВДС) — снизится на 1,2%, других секторов (к ВДС) — снизится на 1,8%
* Внедрение НФР (налог на финансовый результат) обеспечит следующий эффект относительно базового сценария:
* Инвестиции в основной капитал
— К 2020 г. объем инвестиций в основной капитал увеличится на 92,1 млрд тенге
— К 2026 г. объем инвестиций в основной капитал увеличится на 477,7 млрд тенге в ценах 2015 г.
— Внедрение более гибкого режима налогообложения создает благоприятные условия для инвестиций в ранее нерентабельные месторождения
* Налоговые доходы
— К 2020 г. размер налоговых доходов не изменится по сравнению с базовым сценарием
— К 2026 г. размер налоговых доходов увеличится на 20,2 млрд тенге в ценах 2015 г.
* Экспорт
— К 2020 г. объем экспорта не изменится по сравнению с базовым сценарием
— К 2026 г. объем экспорта увеличится на 1 444,9 млн долл. США в связи с дополнительным объемом добычи
Основные выводы
Согласно результатам сценарного моделирования различных вариантов реформирования налоговой системы, сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок) является наиболее предпочтительным с точки зрения средне- и долгосрочной максимизации роста экономики, налоговых доходов бюджета и снижения уровня ненаблюдаемой экономики.
В сценарии 2 (повышение налоговых ставок) в краткосрочном периоде растут доходы бюджета, при этом данная мера будет сопровождаться спадом выпуска товаров и услуг, что негативно отразится на долгосрочном росте экономики. Незначительный рост ВВП в данном сценарии будет достигнут, в первую очередь, за счет реинвестирования в экономику налоговых поступлений.
Сценарий 3 (снижение налоговых ставок) положительно влияет на рост экономики, но сопровождается падением налоговых доходов государства и уменьшением уровня государственных инвестиций по сравнению с базовым сценарием.
Таким образом, сценарий 1 является наиболее оптимальным вариантом реформирования налоговой системы.