USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
69796.90$
-1049.700

Какой эффект получат экономика и бизнес от реформы налоговой системы

Этот порос изучили в Институте экономических исследований

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какой эффект получат экономика и бизнес от реформы налоговой системы- Kapital.kz

Автор: Таутенов Е.И., заместитель директора Центра аналитических исследований и прогнозирования АО «Институт экономических исследований»

Налогообложение играет важнейшую роль в экономической политике государства. С одной стороны, налоговые доходы, как правило, являются основным источником финансирования государственных расходов. С другой стороны, налогообложение является фактором стимулирования экономической деятельности и конкуренции в частном секторе, а также инструментом перераспределения добавленной стоимости в экономике. Таким образом, налогообложение прямо влияет на выполнения приоритетных экономических и социальных задач, стоящих перед государством.
В результате преобразований налоговая система стала привлекательной для бизнеса, а государственные расходы в основном финансировались за счет ресурсного сектора. Однако, начиная с 2014 г. в мировой экономике наблюдается замедление темпов роста и как следствие, снижении мировых цен на сырьевые товары, что значительно сказывается на поступлении налоговых доходов (-24% в 2015 г.). Новая экономическая реальность требует адаптации налоговой политики.

В стратегии развития Республики Казахстан до 2050 г. закреплена главная цель государства — создание развитой экономики и возможностей для всеобщего труда, а также вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира. Задачи налоговой реформы также определены в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

В 2016 году эксперты АО «ИЭИ» провели исследование по реализации комплексной налоговой реформы в Республике Казахстан и оценке эффектов реформирования налоговой системы.

В рамках проведения исследовательской работы было произведено моделирование различных сценариев реформирования налоговой системы.

Сценарное моделирование позволяет оценить эффект от реализации различных сценариев реформирования налоговой системы на фискальные доходы и основные макроэкономические показатели.

В рамках сценарного моделирования налоговых режимов были разработаны четыре сценария со следующими основными предпосылками при моделировании:

* Сценарий «без изменения»

— Основан на официальном прогнозе программы социально-экономическом развитии Республики Казахстан, подготовленном Министерством национальной экономики РК

— Является базовым сценарием, с которым сравниваются все другие сценарии

* Сценарий 1: Улучшение собираемости без повышения номинальной ставки

— Улучшение администрирования

* Введение ЭСФ и проверки в режиме реального времени

* Организационные улучшения и прочее

— Снижение доли теневой экономики

* Стимулирование продавцов и покупателей использовать безналичный расчет

* Обязательные выплаты зарплат и пенсии на карточные счета

— Выравнивание условий для всех участников экономики

* Снижение порога по НДС к 2020 г.

* Изменение режима СНР к 2020 г.

* Сценарий 2: Увеличение номинальных ставок

— По КПН — с 20% до 25%

— По ИПН — с 10% до 13%

— По НДС — с 12% до 14%

* Сценарий 3: Уменьшение номинальных ставок

— По КПН — с 20% до 15%

— По ИПН — с 10% до 8%

— По НДС — с 12% до 10%

Для моделирования сценариев были использованы следующие основные допущения:

* Гарантированные трансферты из Национального Фонда останутся на уровне базового прогноза, заложенного в сценарии «без изменений» — 2,9 трлн тенге в год

* Уровень государственного долга и дефицит бюджета останутся на уровне базового прогноза заложенного в сценарии «без изменений»

* Все дополнительные налоговые сборы государства реинвестируются обратно в экономику в течение года со следующей пропорцией — 27% на капитальные затраты, 73% на прочее потребление и затраты

* При снижении налоговых сборов, часть средств оставшихся у населения, не реинвестируются в экономику в связи с оттоком капитала за пределы страны и/или переходом в разряд «мертвого» капитала

Модель содержит следующие основные выходные данные:

* налоговые доходы: основной показатель эффективности налоговой политики; основной источник финансирования государственных

расходов; особая важность в связи с уменьшением нефтяных налогов в последние годы;

* ВВП: основной показатель роста экономики; необходимость соответствия налоговой системы экономическим целям при сохранении баланса между налоговыми доходами и ростом;

* уровень ненаблюдаемой экономики: прямое влияние на совокупные налоговые и прочие доходы бюджета; высокая доля ненаблюдаемой экономики в ВВП РК по сравнению со странами ОЭСР; низкий уровень качества и безопасности продукции, а также производительности труда в ненаблюдаемой экономике;

* налоговая нагрузка: соотношение налоговых доходов и ВВП; отсутствие увеличения нагрузки на «честных» налогоплательщиков как основной принцип налоговой реформы;

* инвестиционная активность: ключевой фактор устойчивого экономического роста; хроническая нехватка инвестиций в экономике РК, так как капиталоемкость ВВП РК является одной из самых низких в мире.

При моделировании сценариев были использованы данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана и Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана. В ряде случаев использованы данные других агентств и государственных органов.

Сравнительные результаты моделирования

Ниже представлены сравнительные результаты моделирования потенциальных изменений налоговой политики Казахстана. Если не указано иное, финансовые показатели указываются в миллиардах тенге в ценах 2015 года.

Результаты приведены в сравнении со сценарием «без изменений», предполагающим отсутствие изменений системы налогообложения (кроме внедрения ОСМС).

Основные показатели сценария «без изменений» приведены ниже:

* В целом, при сохранении текущего режима налогообложения налоговые поступления в 2020 и 2026 гг. составят 6 532 и 7 645 млрд тенге, соответственно

* Прирост реального ВВП к показателю 2015 г. составит 44,5 трлн тенге в 2020 г. и 51,5 трлн тенге в 2026 г.

* Уровень теневой экономики сократится с текущих 27,5% от ВВП до 26,3% в 2020 г. и до 24,0% в 2026 г.

* Налоговая нагрузка на экономику как проценты от ВВП составит 14,7% в 2020 г. и 14,8% в 2026 г.

Основные результаты сценарного анализа по основным показателям представлены ниже:

1. Налоговые доходы

* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)

— К 2020 г. ожидается увеличение налоговых доходов на 8% (552 млрд тенге)

— К 2026 г. ожидается дальнейший рост налоговых доходов до 11% к базовому сценарию (829 млрд тенге)

— Прирост налоговых поступлений обеспечивается за счет сокращения теневой экономики, улучшения администрирования и борьбы с «лжепредприятиями»

* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)

— К 2020 г. ожидается увеличение налоговых доходов на 8% к базовому сценарию (543 млрд тенге)

— К 2026 г. увеличение налоговых доходов также ожидается на уровне 8% (631 млрд тенге) к значению 2026 г. в сценарии «без изменений»)

— Прирост налоговых поступлений обеспечивается за счет более высокой налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)

— В 2020 г. ожидается снижение налоговых доходов на 8% (-487 млрд тенге), а к 2026 г. темпы падения сократятся до 7% к базовому сценарию (-566 млрд тенге)

— Сокращение налоговых поступлений связано с понижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

2. Реальный ВВП

* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)

— К 2020 г. ожидается увеличение реального ВВП на 0,9% к базовому сценарию, с дальнейшим увеличением до 1,1% к 2026 г.

— Рост реального ВВП связан с увеличением собираемости налогов и отсутствием снижения продукции

* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)

— К 2020 г. ожидается незначительное увеличение реального ВВП на 0,1%

— К 2026 г. увеличение реального ВВП не изменится и останется на 0,1% выше, чем в сценарии «без изменений»

* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)

— В 2020 и 2026 гг. ожидается увеличение реального ВВП на 0,7% по сравнению с базовым сценарием

— Рост ВВП связан с повышением выпуска благодаря снижению налоговой нагрузки на экономику

3. Теневая экономика

* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)

— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 5,5% и составит 22,0% ВВП (для сравнения, в 2015 г. он достигал 27,5% ВВП)

— Сокращение теневой экономики достигается за счет внедрения инициатив, стимулирующих безналичные расчеты и повышение прозрачности

* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)

— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 2,7% и составит 24,8% ВВП

— При повышении налоговой нагрузки часть предприятий и населения переходят в ненаблюдаемую экономику

* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)

— К 2026 г. уровень теневой экономики снизится на 4,2% и составит 23,3% ВВП

— При понижении налоговой нагрузки часть предприятий и населения переходят в наблюдаемую экономику

4. Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику

* Сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок)

— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику увеличится на 1,3% к 2026 г. за счет налогообложения теневой экономики

— Рост нагрузки нефтяного сектора (к ВДС)1 незначителен (+0,1%), так как в отрасли низкая доля теневой экономики

— Нагрузка других секторов (к ВДС) растет на 1,6% за счет улучшения администрирования и снижения уровня теневой экономики

* Сценарий 2 (повышение номинальных ставок)

— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику увеличится на 1,8% к 2026 г.

— Налоговая нагрузка нефтяного сектора (к ВДС) — увеличится на 1,2%, других секторов (к ВДС) — увеличится на 1,9%

* Сценарий 3 (снижение номинальных ставок)

— Налоговая нагрузка на наблюдаемую экономику снизится на 1,7% к 2026 г.

— Налоговая нагрузка нефтяного сектора (к ВДС) — снизится на 1,2%, других секторов (к ВДС) — снизится на 1,8%

* Внедрение НФР (налог на финансовый результат) обеспечит следующий эффект относительно базового сценария:

* Инвестиции в основной капитал

— К 2020 г. объем инвестиций в основной капитал увеличится на 92,1 млрд тенге

— К 2026 г. объем инвестиций в основной капитал увеличится на 477,7 млрд тенге в ценах 2015 г.

— Внедрение более гибкого режима налогообложения создает благоприятные условия для инвестиций в ранее нерентабельные месторождения

* Налоговые доходы

— К 2020 г. размер налоговых доходов не изменится по сравнению с базовым сценарием

— К 2026 г. размер налоговых доходов увеличится на 20,2 млрд тенге в ценах 2015 г.

* Экспорт

— К 2020 г. объем экспорта не изменится по сравнению с базовым сценарием

— К 2026 г. объем экспорта увеличится на 1 444,9 млн долл. США в связи с дополнительным объемом добычи

Основные выводы

Согласно результатам сценарного моделирования различных вариантов реформирования налоговой системы, сценарий 1 (улучшение налоговых сборов без повышения номинальных ставок) является наиболее предпочтительным с точки зрения средне- и долгосрочной максимизации роста экономики, налоговых доходов бюджета и снижения уровня ненаблюдаемой экономики.

В сценарии 2 (повышение налоговых ставок) в краткосрочном периоде растут доходы бюджета, при этом данная мера будет сопровождаться спадом выпуска товаров и услуг, что негативно отразится на долгосрочном росте экономики. Незначительный рост ВВП в данном сценарии будет достигнут, в первую очередь, за счет реинвестирования в экономику налоговых поступлений.

Сценарий 3 (снижение налоговых ставок) положительно влияет на рост экономики, но сопровождается падением налоговых доходов государства и уменьшением уровня государственных инвестиций по сравнению с базовым сценарием.

Таким образом, сценарий 1 является наиболее оптимальным вариантом реформирования налоговой системы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.