USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.87$
-0.130
BTC
98850.90$
+807.000

Кризис не кризис, рецепт один – надо работать

Бизнесмен Владимир Горохов рассказал, какие форматы ресторанов наиболее устойчивы в кризис

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кризис не кризис, рецепт один – надо работать- Kapital.kz

Владение рестораном само по себе дело рискованное, не говоря уже о ведении бизнеса в период кризиса. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с главой сети ресторанов «Медведь» Владимиром Гороховым, который рассказал, какие форматы ресторанов наиболее устойчивы в период кризиса и как падение рубля повлияло на ведение бизнеса.

- Вы на рынке уже достаточно продолжительное время, пережили кризис в 2008 году и, мало того, что остались на плаву, так еще и развились дальше. В условиях нынешней экономической ситуации отличается ли текущее положение дел от кризиса в 2008 году?

- На самом деле какого-то конкретного рецепта, как пережить кризис, у меня нет. Кризис не кризис, рецепт один – надо работать. Конечно, мы ощутили определенное влияние, например, стало меньше людей, которые позволяли себе посещать рестораны раз в месяц, стали ходить, скажем, раз в три месяца. Это во-первых. А во-вторых, стали меньше тратить. Цена на средний чек тоже упала. Если раньше посетители могли оставить 10 тыс. тенге, то сейчас эта цифра варьируется в пределах 7 тыс. тенге. Средний чек – это доходная часть ресторана, и пока нельзя предсказать, какая динамика будет продолжаться дальше. Не буду лукавить, мы тоже поднимали цены, но не так резко.

Если брать в пример кризис 2008 года, на тот момент на рынке мы были уже 7 лет, и сам бренд уже был хорошо сформирован. К тому моменту мы уже открыли ресторан в Шымкенте, Таразе и Астане. Единственное, что я сделал, такой парадоксальный шаг, в 2008 году, сразу после того как курс доллара прыгнул с 120 до 150, я поднял сотрудникам зарплату на 25%. Это очень здорово сработало. Я сознательно пошел на то, чтобы урезать доходы учредителей, то есть за счет уменьшения доходов

- Как этот шаг отразился на бизнесе?

- Понимаете, ресторан – это люди. В различных бизнес-книжках пишут, что нужно выстроить бизнес-процессы и все будет хорошо. Так вот, для ресторана это не работает, так как здесь все завязано на людях. Если сотрудники будут работать с полной отдачей, то все будет хорошо. Если сотрудники в унынии, то ресторан заглохнет. Мы ведь не продаем еду, мы продаем отдых, атмосферу, а люди здесь немаловажная составляющая. Они создают эту душу, это настроение.

- В 2008 году, как раз в разгар кризиса, вы открывали ресторан на Бали. Почему вы решили закрыть этот проект?

- Да, как раз в 2008 году в марте мы открыли ресторан на Бали. Вот там как раз из-за кризиса я был вынужден его закрыть. Понятно ведь, что русский ресторан кроме тех, кто живет в странах СНГ, никому не нужен. Когда мы открыли ресторан, компания "Трансаэро" осуществляла 7 пассажирских рейсов в день. Это только Россия. А когда я закрывал ресторан через 1,5 года, был всего 1 рейс в неделю. То есть туристический поток из страна СНГ на Бали сократился в 22 раза. Мы арендовали там здание. По-моему, хуже всего тем, кто в кризис сидит на аренде. Поскольку он был в аренде, мне было проще его продать. Арендная плата не должна превышать 10% от оборота ресторана, иначе ресторан не покроет убытки.

- Есть ли ли какие-либо определенные форматы ресторанов, которые показывают себя гораздо более успешными в кризис по отношению к другим?

- Я знаю, что предприниматели, которые держали высокий ценовой сегмент ресторанов, ушли с рынка. На момент кризиса закрылась часть неоправданно дорогих ресторанов. В 2008 году у нас было падение процентов на 12. Рестораны среднего ценового сегмента более приспособлены к тому, чтобы выстоять в кризисные времена. Есть авто по типу "Лады", которые относятся к среднему ценовому сегменту. Это авто, которое может себе позволить практически каждый. Вот мы, как эта "Лада Приора", относимся к среднему ценовому сегменту. Прижмет какого-то обеспеченного предпринимателя - сядет он на эту "Ладу". Так же и тут. В кризис кто-то не может себе позволить ужин за 300 долларов, так он приходит в ресторан среднего ценового сегмента и получает почти то же самое, но за чуть меньшие деньги.

Понятно, что две основные затратные составляющие для ресторана - это закуп продуктов и зарплата персонала, которые урезать нельзя. Если хозяин заведения готов к тому, что хозяину заведения приходится работать больше, но получать меньше, то кризис ему удастся пережить, и все будет нормально.

- Падение рубля как-то повлияло на рынок?

- Отчасти падение курса рубля даже положительно сказалось на ресторанном деле, потому что в России стало не так выгодно работать. Раньше в ресторанном деле был страшный дефицит кадров, сейчас все больше появляется сотрудников из России. Приехали хорошие повара, управляющие, которые готовы работать за адекватную зарплату.

- И они согласны работать за те деньги, которые им предлагают у нас?

- Несомненно, заработная плата в России у сотрудников была выше, чем у тех, кто работает в Казахстане. Но когда рубль свалился, россияне поехали к нам, и это здорово. Потому что наших хороших поваров два десятка. Где-то откроется новый ресторан, предложат ему на 500 долларов зарплату выше - он туда уходит. После этого наши зашевелились. Сейчас уже даже и не нужно добавлять 500 долларов, потому что можно пригласить поваров из России, квалификация которых еще и на голову выше, чем у местных.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.