Агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) АО «НК «Казахстан темiр жолы» (КТЖ) и приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. с уровня «BBB-» до «BBB». Прогноз по долгосрочному РДЭ – «Стабильный». Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в пресс-службе Fitch.
Повышение рейтингов КТЖ отражает повышение агентством долгосрочных РДЭ Республики Казахстан в иностранной и национальной валюте с уровня «BBB» до «BBB+» и с «BBB+» до «A-» соответственно. Прогноз по суверенным долгосрочным РДЭ – «Стабильный».
Также рейтинги КТЖ отражают тот факт, что компания находится в 100-процентной непрямой собственности государства и имеет стратегическую значимость для Казахстана, так как обеспечивает около половины грузовых и пассажирских перевозок в стране. Кроме того, тарифы компании регулируются, а ее инвестиционные планы одобряются и напрямую софинансируются государством (в форме взносов капитала и льготных кредитов).
Правительство также предоставляет КТЖ прямые субсидии по убыточному сегменту пассажирских перевозок. Хотя КТЖ имеет сильные связи с правительством Казахстана, оказание полной и своевременной финансовой поддержки (что позволило бы полную увязку рейтингов компании с суверенными рейтингами) не является определенным в отсутствие прочных юридических связей (например, прямых государственных гарантий). Как следствие, рейтинг компании на один уровень ниже суверенного рейтинга. Fitch считает, что самостоятельная кредитоспособность КТЖ соответствует нижней части рейтинговой категории «BBB».
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», непосредственная материнская структура КТЖ, продолжает поддерживать компанию и предоставил около 130 млрд. тенге в качестве прямых взносов в строительство железнодорожных линий в 2009-2011 годах. Во 2 квартале 2012 года компания получила еще 4 млрд. тенге для финансирования расширения железнодорожной сети. КТЖ ожидает получить 10 млрд. тенге в 3 квартале 2013 года. Кроме того, Самрук-Казына предоставил приблизительно 61 млрд. тенге в форме льготного кредита на дальнейшее развитие железнодорожной сети (приблизительно под 2% на 30 лет).
Fitch полагает, что операционный денежный поток (CFO) останется сильным в 2012 году. Однако увеличение капитальных вложений будет означать более высокий валовый долг. По мнению агентства, свободный денежный поток (до взносов капитала) останется отрицательным в обозримом будущем. Скорректированный левередж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) в 1,6x на конец декабря 2011 г. был немного ниже показателя 2010 года (1,8x) и вернулся на уровень 2009 года. Ввиду существенных капиталовложений в 2012-2015 гг., исходя из консервативного сценария роста, Fitch ожидает заметного увеличения валового левереджа у КТЖ до свыше 3x в 2014-2015 гг.
В 1 полугодии 2012 года выручка КТЖ, согласно отчетности, составила 385 млрд. тенге – увеличение на 16% относительно предыдущего года в основном ввиду повышения выручки от грузовых перевозок. На их долю приходилось более 85% всей выручки в 1 полугодии 2012 года. КТЖ получает выручку главным образом от транспортировки нефти и нефтепродуктов (около 25%), угля (около 10%), черных металлов и руды (около 6% каждый). Компания ожидает снижения объемов транспортировки нефти в 2013-2015 гг.