USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.33$
+0.020
BTC
63884.80$
-721.100

Паровозик, который не смог. 5 главных причин неудач стартапов

Всегда ли наличие инвестиций или же их отсутствие является критерием жизнеспособности стартапа?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Паровозик, который не смог. 5 главных причин неудач стартапов- Kapital.kz

Когда говорим «стартап», перед глазами сразу всплывает картина искрометного успеха, миллиардная прибыль и прямой путь в Кремниевую Долину. Но не все так радужно, как могло казаться. О неудачах стартапов и их причинах сегодня поговорим в колонке коворкинга MULTISPACE.

Ежегодно во всем мире появляются тысячи стартапов, но «выстреливают» лишь единицы. Да и этим единицам в общем-то приходится несладко, так как по мнению экономистов, стартап-эйфория, во время которой инвесторы были готовы браться за какие угодно проекты, подходит к концу. Усложняется ситуация и у так называемых стартапов-единорогов (проектов, которые были оценены в более чем 1 млрд долларов). По данным отчета компании PwC/NVCA MoneyTree, венчурное финансирование уже в конце 2015 года снизилось почти на 32% по сравнению с предыдущим кварталом.

По словам Билла Рейчерта, управляющего директора фонда Garage Technology Ventures, публичный рынок не в состоянии справиться с существующим количеством «единорогов», не говоря уже о компаниях-подражателях. «В ближайшие 18 месяцев будет больше разочарований, чем успеха. Однако, все еще есть возможности для создания реальной стоимости и великих компаний. Мы просто должны скорректировать ожидания», — говорит Билл.

В таких условиях трудно не только выйти на рынок, но и удерживать позиции. По данным исследования рынка мобильных и веб-продуктов аналитической компанией Startup Genome за 2013 было обнаружено, что 92% новых проектов закрываются в течение 3-х лет. При этом 74% из них потерпели крах из-за неправильного выбора бизнес-стратегии.

45483db107170d56e9f66aea2cd.jpg
(Фото: коворкинг MULTISPACE)

Каковы же основные причины провала стартапов?

1. Перенасыщенность рынк

Эксперты сходятся во мнении, что неправильный выбор ниши — практически стопроцентный путь к провалу. Некоторые категории настолько переполнены массой больших и малых предложений, что преуспеть в них практически нереально. Особенно это касается рынков, на которых есть крупные игроки. Так, по мнению предпринимателя Ли Семела, выход на рынок в такой нише, как например, мобильные приложения-списки задач, заранее обречен на провал из-за огромного количества подобного продукта. К этой же категории можно отнести видеочаты. Даже суммарные 34 млн долларов не помогли видеочату Airtime стать культовым инструментом на рынке онлайн-коммуникаций. Причина? Десятки подобных и более успешных приложений.

2. Компании-клоны

По мнению инвестора Роберта Блэншипа, копирование тех или иных сервисов является основной причиной провалов. Стартап формата «еще один Facebook» априори нежизнеспособен. Создавать новый поисковик или, к примеру, мессенджер, без четкой дифференциации и принципиальных новшеств — идти в бой с шашкой против танковой дивизии.

Так, например, потерпела фиаско социальная сеть от Google, китайский «фейсбук» Renren, поисковая система Cuil, которая не оправдала ожиданий и вложенных 5 миллионов долларов. Сервисы-копии Airbnb, вроде Flatora с финансированием 750 000 $ и двухмиллионный Travelrent постигла та же судьба.

be4f8cfc33f8c7d81592d03248f.jpg

3. Не тот клиент

Неправильное позиционирование, ошибка при выборе ниши и целевой аудитории могут стоить многого. Важно определить приоритетные направления работы.

Красноречивым примером тому может служить сервис подбора туров и аренды недвижимости Travelmenu, который, несмотря на инвестиционную поддержку в размере 1,6 млн долларов США, был закрыт спустя три года своего существования. По словам сооснователя проекта Михаила Погосова, одной из основных их ошибок было то, что усилия изначально были сконцентрированы на B2B секторе, тогда как B2C остался в тени. А когда компания стала инвестировать в привлечение пользователей… было уже поздно.

Здесь же уместно вспомнить приложения для ресторанов. По словам Джоша Боба, бизнес-консультанта и создателя одного из самых успешных стартапов в этой нише, ошибка владельцев таких сервисов состоит в том, что они пытаются решить проблемы клиентов, тогда как им стоило бы обратить внимание и на потребности владельцев заведений.

4. Неэффективное управление инвестициями

Финансировали, финансировали да недофинансировали. Случается, что стартапы вкладывают огромные средства в техническую сторону проекта, забывая о необходимых маркетинговых усилиях для вхождения на рынок. Молодые стартаперы наивно предполагают, что их новосозданная идея настолько интересна, что можно обойтись минимальными расходами на продвижение. Это не так. Недостаточные усилия на то, чтобы сделать новинку заметной, могут свести на нет весь труд по ее созданию.

Грустной иллюстрацией к этому правилу может послужить проект Smartmarket, который позволял каждому желающему стать бизнес-ангелом, внеся вклад от 1000 $ в понравившийся стартап. Эта, казалось бы, взрывная идея исчезла очень быстро, несмотря на поддержку фонда «Лайф Среда» в размере 1,3 млн долларов. Главной проблемой стартапа стала недостаточная активность потенциальных инвесторов, как следствие их недостаточной информированности о ресурсе.

a7c6a803897d5a2558e91adef2f.jpg
(Фото: коворкинг MULTISPACE)

5. Не сделанный или неудачный пивот

Пивот — кардинальное изменение, поворот в бизнес-модели. Компании совершают пивот, в моменты, когда осознают, что рынок/стратегия/само направление деятельности оказывается неперспективным и для того, чтобы устоять, нужно меняться.

В свое время, удачный пивот совершили такие гиганты как Instagram, Twitter, PayPal, Youtube. Частенько со стартаперами случается синдром «маркетинговой близорукости» — они настолько влюбляются свою идею, что не могут поверить в то, что их продукт находится не на том рынке, не в то время и требует изменений. Другой же причиной запоздалого пивота или вовсе его отсутствия, является боязнь команды рисковать ради спасения дела. Во всяком случае, для того, чтобы сделать пивот и удержаться на плаву, необходимо быть уверенным в том, что новое направление окажется достойным того риска, который предполагает изменение.

Напоследок приведем перечень сфер, в которых, по мнению бизнес-аналитиков и инвесторов, стартапы закрываются чаще всего:

  1. Социальные сети и сайты знакомств.
  2. Рекомендательные сервисы.
  3. RSS-сервисы, собирающие информацию с других сайтов.
  4. Сервисы для работы с заведениями (общепит).

Существуют и примеры «чудом спасшихся» стартап-проектов. Так, на грани исчезновения в одно время были FedEx, Blogger, Evernote, AirBNB.

  • Evernote и AirBNB были спасены, благодаря неожиданно нашедшимся инвесторам;
  • Blogger не был закрыт в свое время только из-за самоотверженной работе в одиночку основателя Эвана Вильямса;
  • Федерик Смит, учредитель Federal Express, поставив на кон весь капитал компании, сорвал джек-пот в казино.

Бывают и такие почти невероятные истории, но все же стоит помнить, что случаи чудесного спасения были скорее исключениями из правил.

Как видим, сегодня, когда стартапы растут как грибы, бизнес-модель и стратегия развития становятся не менее важными, чем технологическая сторона разработки. Помимо этого, стоит помнить, что инвестиции, даже в больших объемах, не являются панацеей для проекта и даже участие в программах бизнес-акселераторов не является стопроцентным залогом успеха. Дело за аналитикой, планированием и, конечно же, креативным подходом к управлению проектами.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.