USD
448.56₸
+0.670
EUR
478.03₸
+1.250
RUB
4.79₸
BRENT
89.84$
-0.190
BTC
63282.40$
-183.500

Ретейл-карта Казахстана: маршрут построен

Общий объем торговых площадей в стране составляет 7,7 млн квадратных метров

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ретейл-карта Казахстана: маршрут построен- Kapital.kz

По официальной статистике на I полугодие 2019 года, общий объем торговых площадей в стране составляет 7,7 млн кв. м. Это все виды торговых площадок, включая рынки, торговые дома, торгово-развлекательные центры и другие официально зарегистрированные места, отведенные и предназначенные для торговли. Как рассказала корреспонденту «Капитал.kz» руководитель отдела оценки и консалтинга Colliers International Kazakhstan Шахида Садырова, общий объем качественного предложения, под которым подразумеваются полноформатные торгово-развлекательные центры, составляет 2,7 млн кв. м. То есть около 36% от общей площади.

- Шахида, как  на сегодня выглядит  общая картина ретейл-рынка ?

- По собранным командой Colliers International данным, объем ретейл-пространства Казахстана относительно равномерно распределен между основными городами регионов, средняя обеспеченность торговыми площадями городов второго уровня и областных центров колеблется от 65 кв. м до 218 кв. м общей площади на 1 000 жителей. Показатель обеспеченности торговыми площадями является наиболее эффективным для получения объективной насыщенности рынка, привязанной к численности населения региона. Однако ввиду отсутствия тщательно проработанной системы отслеживания внутренней миграции показатель обеспеченности в крупных городах, таких как Нур-Султан, Алматы и Шымкент, значительно искажается за счет высоких потоков, прибывающих в города и проживающих в них на долгосрочной основе без соответствующей регистрации. Так, с поправкой на предполагаемые реальные показатели численности населения, приблизительный уровень обеспеченности торговыми площадями в Алматы и Нур-Султане корректируется с 614 кв. м и 588 кв. м до уровня 490 кв. м и 450 кв. м соответственно.

Для сравнения: обеспеченность торговыми площадями в кв. м на 1 000 жителей в крупных городах Европы составляет: Москва – 510, Санкт-Петербург – 528, Лондон – 224, Милан – 400, Париж – 229.

- Какие казахстанские города в рейтинге по обеспеченности торговыми площадями лидируют?

- Топ-3 городов по обеспеченности торговыми площадями, несмотря на очевидность развитости рынков Алматы и Нур-Султана, возглавляет Караганда. Замыкает же пятерку столичный рынок. Следом за лидерами следуют оставшиеся относительно крупные города и областные центры республики со средней обеспеченностью, не превышающей 210 кв. м* по общей площади на 1 000 жителей. Необходимо уточнить, что фонд торговой недвижимости на лидирующем рынке Караганды остается на среднем уровне качества как объектов, так и концептуальных решений. Большинство из включенных в базу объектов являются торговыми домами среднего масштаба, не соответствующими полноформатным торгово-развлекательным центрам.

- Наверняка вы собрали и рейтинг  часто задаваемых вопросов от девелоперов?

- Главным вопросом девелоперов остается разработка карты инвестиций на рынке торговой недвижимости: куда расти и где развиваться. Ответ очевиден. Для девелоперов, желающих занять свободные ниши и избежать высокой конкуренции в крупных городах, следует присмотреться к регионам страны, где емкость рынка позволяет обеспечить успешный исход новых проектов. Однако стоит учитывать, что инвестиции в регионах могут оказаться более «длинными», поскольку речь идет о более низких ставках аренды, нежели на рынках с высокой концентрацией розничного товарооборота.

- То есть вопрос рискованности инвестиций не на последнем месте?

- Ряд рисков, связанных со входом девелоперов в регионы, пополняют сложности с выходом ретейлеров на новые рынки, готовые сопровождать новые проекты. Крупные арендаторы со свойственной им осторожностью подходят к выбору новых локаций и вложениям в рынки на периферии, что связано с достаточно высоким для ретейлеров уровнем инвестиций, требуемых для открытия новых точек. Оптимальным компромиссом в патовых ситуациях, когда ретейлер готов к входу на рынок или в определенный проект, в случае текущего присутствия на рынке, но не готов нести капитальные затраты по ремонту и оснащению помещения, может стать полный или частичный вклад девелопера в строительно-монтажные работы по отделке и оборудованию помещений. Возмещение затрат по таким схемам может производиться за счет выплат по аренде, либо отсутствовать в принципе. Однако к такого рода сделкам стоит подходить избирательно и только в тех случаях, когда эффект от входа такого арендатора вызовет положительный резонанс на рынке или на проекте. Инвестиции по данной схеме могут быть оправданны, если речь идет о крупных якорных арендаторах, присутствие которых является принципиально важным компонентом проекта, таких как кинотеатр или центр развлечений, либо более мелких арендаторов, способных привлечь потоки посетителей в ТРЦ, таких как заведения быстрого обслуживания, обучающие детские центры, не требующие крупных вложений, с наработанной клиентурой. 

- Опасений, что посетителей ТРЦ в регионах будет недостаточно, чтобы окупить инвестиций, у них нет?

- Вызовы девелоперов на неосвоенных регионах состоят прежде всего из борьбы за арендаторов, нежели за посетителей ТРЦ, которые уже находятся в ожидании крупных и современных объектов. Работа с привлечением оптимального пула арендаторов в соответствии с концепцией проекта первична, в том числе в связи с ограниченностью количества точек, необходимых для насыщения рынка. Проекты, успевшие «застолбить» нужный пул якорных и сетевых арендаторов, имеют более высокие шансы на успех, нежели конкуренты, планирующие реализацию проекта на более поздних сроках. Последние рискуют столкнуться с недостатком, а то и полным отсутствием сильных ретейлеров на рынке вне зависимости от уровня качества и преимуществ построенных ими объектов.

- Как происходит выбор региона или как правильно и по каким параметрам его выбрать?

- При выборе региона для развития адекватно оценить потенциал рынка позволяет анализ ряда показателей: обеспеченность торговыми площадями, средний доход населения, уровень розничного оборота и его доля в общих доходах населения региона. Определение свободного дохода позволяет максимально точно оценить потенциал товарооборота арендаторов, а значит – и установить тот арендный бюджет проекта и его масштаб, который рынок способен на данный момент поглотить.

Топ-3 регионами с наиболее высоким потенциалом для девелоперов в торговой недвижимости и ретейлеров по-прежнему остаются Туркестанская область с главными городами: Шымкент и Туркестан; Атырауская и Мангистауская области, с крупными городами Атырау и Актау, где уровень торгового оборота занимает менее трети от общего объема доходов населения.

- Я полагаю, собрать данные по рынку сегодня непростая задача? 

- Да, сформировать базу данных по рынку страны непросто. Работа большинства объектов в регионах, и даже в крупных городах, является стихийной и мало организованной. Так, на один объект может приходиться ряд рознящихся данных по площади объекта, заполняемости и посещаемости, подтверждение достоверности которых для собственника зачастую является невыполнимой задачей. Хочу также уточнить, что по международным стандартам обеспеченность торговыми площадями исчисляется из арендопригодной площади, нежели общей. Данные по GLA, в свою очередь, в регионах и торговых объектах среднего уровня недоступны, в связи с чем обеспеченность торговыми площадями в городах страны основана на общей площади предложения на рынке торговли.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.