Говорят, что до 1999 года в прессе не было ни одного фото основателя Zara Амансио Ортега. По данным Morgan Stanley, размер его состояния оценивается в 77 млрд евро. Как же он начинал свой путь к успеху?
Семья Амансио Ортега жила в небольшом испанском городе Бусдонго де Арбас, сам он родился 28 марта 1936 года. Помимо Амансио в семье было еще трое детей. Родители еле сводили концы с концами, оно и не мудрено, ведь отец семейства Антонио Ортега Родригес работал простым служащим на железной дороге, а мать Джозефа Гаона Эрнандес была служанкой в богатой семье немецких финансистов. Иногда семье даже приходилось покупать продукты в долг в местном магазине.
Амансио, вспоминая те времена, говорил: «Я помню, как однажды днем после школы я пошел с матерью за едой. Я был совсем маленьким, и она встречала меня у школы. Поэтому очень часто я вместе с ней ходил за покупками. Магазин, в который мы пришли, был одним из тех больших продовольственных магазинов с таким высоким прилавком, настолько высоким, что на самом деле я не видел, кто разговаривал с матерью, но слышал мужской голос, который произнес то, что я пронес в себе сквозь время и никогда не забываю: «Джозефа, мне очень жаль, но я больше не могу продавать тебе товары в долг». Я был в шоке. Мне было всего 12».
Тогда Ортега решил, что не допустит повторения ситуации и бросил школу, чтобы помогать семье. Для этого устроился посыльным в ателье по пошиву рубашек. Когда мальчику исполнилось 13 лет семье пришлось переехать в Ла-Корунью, куда перевели отца. Там Амансио удалось получить работу в галантерейной лавке La Maja, в штате сотрудников уже были его брат Антонио и сестра Пепита. Сначала Ортега занимался гофрированием тканей, потом драпировкой, а затем стал подмастерьем у одного итальянского модельера. Здесь же он встретил свою любовь и будущую супругу - Росалию Мера. Вместе с ней будущий миллиардер начал путь к успеху. Именно жена вдохновила его на то, чтобы начать собственный бизнес и в 1963 году супруги уволились из La Maja.
«Я решил последовать порыву и основал компанию GOA со своим братом Антонио, — рассказывал Амансио. — Мы открыли счет на 2 500 песет (20 евро сегодня). Моя сводная сестра, умевшая шить, и Росалия делали знаменитые стеганые халаты, очень модные в то время», - рассказывал Амансио.
Когда стали поступать крупные заказы, Ортега понял, что двух пар рук недостаточно. Местные женщины, сидевшие без работы, охотно брались за пошив его заказов. Объединяя их в кооперативы, бизнесмен без капиталовложений создал производственную базу. Тогда же Амансио понял два вещи, которые позже легли в основу его бизнес-стратегии. Первая - издержки на производство повышаются, если товар долго доходит до полок магазина. Вторая – лучше устанавливать небольшую цену и расширять производство, чем продавать дорогую одежду при маленьком торговом обороте. Чтобы сократить расходы Амансио отказался от посредников в закупе тканей и стал сам ездить за ними на фабрики в Барселону.
В 1975 году случилось потрясение – один из клиентов Confecciones GOA отменил крупный заказ, для исполнения которого Амансио потратил все деньги на покупку материалов и оплату внеурочной работы швей. Однако в сложившейся ситуации бизнесмен увидел для себя новую перспективу – развитие розничной торговли и открыл собственный магазин. Ортега хотел назвать его Zorba в честь персонажа голливудского фильма «Грек Зорба», но получить права на использование имени не удалось, вместо этого появилось Zara.
Спустя несколько лет Амансио Ортега окончательно осознал, какие огромные перспективы таит в себе фаст-фешн, когда между разработкой модели и ее появлением на полках проходит не больше двух недель. Вторым секретом успеха стало копирование одежды брендов высокой моды. Кроме того, Амансио создал инновационную систему складирования, продаж и производства, дававшую возможность реализовывать продукцию отличного качества по приемлемой стоимости. Она была настолько эффективной и новаторской, что ее скрупулезно изучали гарвардские специалисты. Кроме того, он не тратил деньги на показы новых коллекций Zara, вместо этого одежда бренда продавалась по невысокой цене и это было лучшей рекламой.
В 1979 году Амансио объединил все свои компании под флагом Inditex. В 1980-х он открыл магазины во всех городах Испании и у него появился план покорить модные столицы мира, открыв бутики в Париже и Нью-Йорке. Бизнесмен понял, что для этого одного бренда будет мало и 1991 году создал Pull&Bear, который представлял повседневную одежду для молодежи, а так же купил 65% акций Massimo Dutti, который был нацелен на клиентов обоих полов с уровнем доходов выше среднего. За пять лет он полностью выкупил права на Massimo Dutti.
В 1998 году Ортега создал сеть магазинов Bershka, целевой аудиторией которых были девушки, которые хотят одеваться по-современному и за небольшие деньги. В 1999 году он купил Stradivarius, чтобы дополнить Bershka и таким образом получил контроль над двумя главными брендами на подростковом рынке. Ошеломляющий успех не опьянял бизнесмена, наоборот, стимулировал его к поиску новых проектов. Для того, чтобы расширить свое присутствие на рынке в 2001 году Inditex провела IPO, продав 25% акций на сумму 2,3 млрд долларов. Тогда же появилась торговая марка нижнего белья Oysho.
Амансио Ортега оставил пост председателя правления Inditex в 2011 году, уступив место вице-президенту холдинга Пабло Исла.
Выбор оказался верным - к концу 2017 года Исла сумел вдвое увеличить самую продающую сеть холдинга (70% доходов) — Zara. Inditex, по данным Thomson Reuters, в 2019 году оценивалась в 93 млрд евро. Еще одной заслугой Пабло Исла называют успешный переход продаж в онлайн.
Сотрудники Zara путешествуют по всему миру, смотрят, что носят люди и как одеты покупатели на улице. Их наблюдения могут превратиться в эскизы, которые потом показывают на внутренних собраниях. Дизайнеры бренда мониторят доминирующие цвета и материалы, а затем подробно изучают конкретные элементы. Кроме того, они используют информацию из модных журналов, коллекций на подиумах, телевизионных шоу или нарядов звезд с красных ковровых дорожек.
Чистая прибыль Inditex Group за 2020-2021 финансовый год сократилась в 3,3 раза и достигла уровня в 1,106 млрд евро. Выручка уменьшилась в 1,4 раза до 20,402 млрд евро.
В мае этого года руководство Inditex заявило, что запускает собственную линейку косметики, которая будет продаваться под брендом Zara Beauty. Компания собирается выпускать косметические средства для лица, ногтей, губ по всей Европе, в США, Китае, Японии, Австралии. Позже косметика появится в магазинах Zara в других странах. Все средства будут продаваться в многоразовых контейнерах, которые можно будет наполнять повторно.
Так же в этом месяце стало известно, что Zara вместе с американским брендом одежды Fruit of the Loom запустит первую совместную капсульную коллекцию. Линия предлагает повседневную одежду для весеннего отдыха дома и включает футболки с круглым и V-образным вырезом, толстовки с ребристой отделкой, шорты и брюки для отдыха с высокой талией. Палитра состоит из оттенков розового и желтого, а также классического белого.