Эти изысканные старинные кувшины ручной работы встречались мне довольно часто и в самых разных странах. В богатых азербайджанских домах, в антикварных лавках Иордании и нетуристической части восточной Турции. Их гораздо более ярких, но совершенно «ненастоящих» братьев – в пятизвездочных отелях Арабских Эмиратов. На турецко-сирийской границе я видел их огромное множество. Они стояли вереницей на полу одной старой харчевни, тускло поблескивая не то латунными, не то бронзовыми боками. Тогда я не догадывался, что эти, на первый взгляд, скромные вещи могут стоить неплохих денег.
«В моей коллекции древностей есть пара восточных кувшинов, - рассказывает антиквар из Москвы Петр Евсеев. - Один из Узбекистана, второй имеет кавказские корни. Оба датированы концом XIX века. Когда я их приобрел, они были довольно грязные. Я их отмыл, отчистил, и они засияли. У нас тоже встречаются любители всего восточного, но не очень часто. Надеюсь, что со временем они найдут своего покупателя. Конечно, после «предпродажной подготовки» кувшины выглядят гораздо веселее, чем когда я их приобрел. Кстати, подобную утварь производили и у нас на Западном Урале. Я держал в руках очень похожий узкогорлый кувшин начала XIX века, богато украшенный изображениями птиц и орнаментом. Цена на него была слишком высока, и я не купил эту вещь, хотя скорее всего зря».
Кувшины на Востоке – вещь знаковая, не даром многие страны чеканили их изображения на своих монетах. Почитают их и в Казахстане, правда, приобрести достойные экземпляры с каждым годом становится все сложнее.
«На сегодняшний день эти кувшины имеют не одно предназначение, - рассказывает антиквар Мина Бакарасова. – Во-первых, сугубо практическое, а во-вторых, они удивительно красиво смотрятся в интерьерах, причем не только дома, а, например, в восточных ресторанах. Для кого-то это элемент имиджа, один из поводов похвастаться. Большинство кумганов попали к нам из Южного Казахстана и Узбекистана. Там было много мастеров, их изготовляющих. Это традиционные ремесла, которым уже более трех столетий. Интересный факт, но ближе к концу XIX века восточные люди заказывали изготовление кумганов тульским заводам, которые специализировались на самоварах. Это уже было литье, можно даже встретить на некоторых из них клеймо «братья Баташевы», например. Возможно, это было желание отличиться ото всех, ведь в массе своей кумганы были кованые, а это литье, а может, заказывать производство в России было модно. Самые интересные экземпляры, которые нам встречались, это, конечно, кувшины ручной работы, кованые, инкрустированные камнями и украшенные орнаментом. Чем больше труда вложено в этот кумган, чем более богато он украшен, тем он интереснее и, безусловно, дороже, потому что это действительно очень сложно сделать. Нам рассказывали, что раньше за кумганы расплачивались либо скотом, либо серебром-золотом.
Золотой век кумганов начинается во второй половине XVIII столетия. Даже самый простой кумган, сделанный в это время, стоит от 300 долларов и выше, это если очень простой. Самый дорогой же оценивался в 2 тыс. долларов. Средняя цена кумгана – это что-то около тысячи долларов. К сожалению, перспективные экземпляры встречаются все реже и реже. Последнюю коллекцию мы приобрели у жителей Самарканда, у семьи коллекционеров, и мы сразу купили пятнадцать штук.
Это было лет пять тому назад, и с тех пор ничего подобного не встречалось. Штучные иногда попадаются, и, полагаю, будут еще встречаться, но это, конечно, как повезет. Интерес к этим предметам подогревают иностранцы, которые вывозят восточные артефакты в довольно большом количестве».