Интерес к восточной тематике в среде европейских коллекционеров зародился еще в эпоху великих географических открытий и окреп во время колониальной экспансии. Возвращаясь из далеких стран, западные путешественники привозили не только захватывающие истории о необычной культуре, но и множество артефактов, с ней связанных. Художники же, вдохновленные новыми маршрутами, создавали оригинальные произведения искусства. Итогом их многочисленных экспедиций стало весьма популярное направление – ориентализм. Как своего рода результат диалога мировых культур: западной и восточной. В конце XIX – начале XX веков он достиг своей величайшей глубины.
«Эта тематика была востребована давно. Многие именитые европейские художники, скульпторы и этнографы ездили, изучали наш край, – рассказывает антиквар Мина Бакарасова. – Популярность ориентализма велика и сейчас. Например, в нашей стране, когда люди наездились по «европам» и со временем поняли, что есть более близкая культура. И они стали окружать себя предметами, более близкими их менталитету. В свое время, еще до кризиса, у нас была своего рода гонка за подобными вещами. Особенно ценились вещи, сделанные в единственном экземпляре. Когда-то даже в Москве многие салоны были забиты подобными предметами искусства, потому что был спрос. У людей, связанных с Востоком, было немало денег, и они вкладывались в ориентализм. На сегодняшний день это тоже весьма востребовано, но доступных предметов единицы… И сейчас современные мастера стараются работать, сохраняя старую стилистику и придерживаясь этой тематики. Работы с историей попадаются редко, например, в Тбилиси удалось приобрести интересную вещь Рихарда Карловича Зоммера, как раз с восточными мотивами, и мы ее с огромным удовольствием привезли в Казахстан. Если говорить о других авторах, кому близка такая тема, это Николай Хлудов, Франц Рубо и, естественно, Василий Верещагин. Но это недосягаемая высота. Работа Верещагина попалась всего один раз, на украинском аукционе. Но мы не смогли ее приобрести, это огромная редкость на сегодняшний день, кто-то успел перекупить».
О востребованности данного направления говорят самые разные факты, например, в апреле 2018 года в Лондоне прошли торги работ подобной тематики в рамках аукциона «Сотбис». Большинство представленных произведений до этого никогда нигде не выставлялись. Авторы – французские, английские и даже сербские мастера, в основном конца XIX века. Цены на картины доходили до полумиллиона фунтов. А в 2001 году из Эрмитажа украли работу французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме». Интерес ко всему восточному неистребим.
«Антикварным бизнесом я занимаюсь уже более тридцати лет, – рассказывает арт-дилер из Петербурга Виталий Емельянов. – И у меня сформировалась серьезная группа постоянных клиентов, которая интересуется ориентализмом и вообще всем, что связано с Востоком. Одно время был бум на русскую тематику: березки, монастыри на картинах, предметы деревенского быта, но сейчас это потихонечку сходит на нет. Цены же на достойные образцы популярного до сих пор ориентализма стабильно высоки. У меня было несколько холстов одного малоизвестного французского художника, тематика классическая: восточные базары, минареты, верблюды, работы неплохие, но имя автора нераскрученное. Они выглядели «серией», и я их хотел продать сразу, но покупатель долго не находился. В итоге эти работы приобрел, не торгуясь, один очень небедный араб. Четыре небольших картины я продал за двенадцать тысяч долларов. Теперь даже жалею, надо было в два раза больше просить, все равно бы купил. На подобные вещи клиент свой, особенный, но ждать его приходится порой слишком долго».