Основатель бренда Balmain, дизайнер Пьер Бальмен родился в родился в 1914 году в маленькой альпийской деревне Сен-Жан-де-Морьен во Франции. Его профессиональный путь был предопределен с детства, потому что отец Пьера владел небольшой швейной мануфактурой и магазинчиком текстиля в Провансе и родном Сен-Жан-де-Морьен. Мальчик обожал ткани, отлично разбирался в их качестве и завороженно наблюдал, как из отреза тафты, гипюра и горсти искусственных камней получались красивые женские наряды. Именно моделирование превратилось в хобби Пьера.
Он поступил учиться на архитектора в Парижскую Академию Изящных Искусств и продолжал обучение там до того момента, как несколько его эскизов попали в руки известному модельеру Роберу Пиге, который сразу купил их у Пьера. После этого у Бальмена появились сомнения в том, что нужно посещать академию дальше. Кроме того, после скончался его отец и молодой человек унаследовал семейный швейный бизнес, поэтому ему пришлось вернуться на малую родину.
Решив, что дело отца нужно развивать, а не просто продать по выгодной цене, Пьер начал обучаться и его первым наставником стал Эдуард Молине – талантливый модельер, который был широко известен до Первой мировой войны. Пьер Бальмен перенимал у него знания с большим энтузиазмом: безупречный крой, неординарный подход к созданию моделей, творческий поиск во всем. Позднее Бальмен скажет, что именно Молине помог ему сформировать вкус и индивидуальный модный почерк.
В своих ранних коллекциях Пьер Бальмен сочетал британскую сдержанность и французскую изысканность. Даже модные в то время рубашки-платья на бретельках получались у модельера элегантными. Богатые француженки любили его вечерние наряды и деловые английские костюмы. Практичность и элегантность стали изюминкой моделей Пьера Бальмена.
Однако Эдуард Молине был не единственным звездным учителем Бальмена. Ему довелось поработать в мастерской известного парижского модельера Люсьена Лелонга. Там он получил бесценные знания, как делать красивую вышивку, используя такие деликатные материалы, требующие особого навыка использования, как бисер, стеклярус, стразы. Доказательством того, что Пьер овладел этим искусством в совершенстве, стали его будущие коллекции сверкающих платьев. Кстати, в мастерской Люсьена Лелонга Пьер работал бок о бок с Кристианом Диором, они даже думали над тем, чтобы создать совместный модный дом. И если бы Диор был решительнее, то этот проект воплотился бы в жизнь. Как бы то ни было, Бальмен самостоятельно занялся созданием модного ателье и 1945 год ознаменовался основанием бренда шикарной одежды Balmain.
С того времени Пьер Бальмен, сам того не желая, стал повторять путь своего первого учителя Эдуарда Молине. Год окончания войны с одной стороны был временем кризиса в экономике, а с другой - люди очень хотели хорошей жизни и в 1945 году модное ателье Пьера набирало обороты в изголодавшемся по красивым вещам Париже. Профессиональное чутье не подвело кутюрье и созданные им шикарные блестящие платья с лифами на китовом усе, россыпями искусственных камней и речного жемчуга, шелковым тюлем покорили публику.
Следующие 10 лет были золотым периодом в истории бренда. Пьер Бальмен превратился в создателя костюмов для популярных фильмов, в числе которых были кинокартины «Ночь нежна», «И Бог создал женщину».
Он работал с актрисами, перед которым преклонялась публика - Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Бриджит Бардо.
Платья от Balmain стали узнаваемыми благодаря их обязательным атрибутам: вышивке, кружевам, нежно-пастельной палитре. Кутюрье хотел одевать женщин красиво, но без лишней экстравагантности, подчеркивая хрупкость и грациозность.
И это вдохновило его делать дизайнерские аксессуары-комплименты, то есть каждое платье Бальмен дополнял горжеткой или изящным пальто из того же материала, палантином или пелериной.
К началу 1960-х модельер создал революционную для того времени коллекцию коктейльных платьев, которые приоткрывали колени и обнажали ключицы. В этот же период модный дом испытал первые неудачи. Дело в том, что помпезность нарядов от Balmain не выдерживала конкуренции со сдержанностью моделей Ив-Сена Лорана. Камни и золотое напыление от Пьера Бальмена уступали принтам и мотивам картин Пикассо, которыми вдохновлялся Лоран. Ручная вышивка и многослойные юбки стали дорого обходиться, поэтому 1970-2000 годы стали не лучшими временами для Balmain.
В 1982 году главой модного дома стал ассистент Бальмейна - дизайнер Эрик Мортенсен, за время его руководства было несколько удачных, отмеченных наградами за уникальный дизайн коллекций. Но с коммерческой точки зрения бренд выдыхался.
В конце 1980-х Balmain выкупил бизнесмен Эрих Фрейер, началась судорожная распродажа лицензий бренда и к началу 1990-х более 200 видов разных товаров продавалось под этим славным именем, в их числе были перьевые ручки, шиньоны для волос. Но такая агрессивная торговая политика оттолкнула покупателей и поклонников бренда.
В 1989 году Balmain опять сменил владельца, им стал Алан Шевалье, чей основной бизнес состоял из продажи косметики для волос. Креативные директоры модного дома до 2005 года менялись не раз, но положение дел только ухудшалось. Только с приходом Кристофа Декартена Balmain обрел вторую жизнь. Он умело провел реабилитацию бренда, бисер и жемчуг, которые так любил Пьер Бальмен, успешно заменили на заклепки и стразы.
После отставки Кристофа Декартена, на посту креативного директора бренда оказался француз Оливье Рустан, молодой, амбициозный дизайнер с идей рассового равенства.
Он превратил Balmain в динамично развивающийся бренд, которому чужд снобизм, но сохранил основные традиции Пьера Бальмена. Это было виднозаметно во время показов коллекций модного дома, когда бальменовские струящиеся наряды со стразами-кристаллами, богатой вышивкой, рельефными кружевами возрождают шарм и женственность модницам 2000-х годов.
Оливье Рустан стал автором многих инновационных fashion-идей. Например, украшение вещей шипами и всевозможными элементами панк-декора. Дизайнера совершенно не смущало изобилие его творений среди вещей торговых марок класса масс-маркета.
Наоборот, Оливье Рустан заявлял, что рад видеть «много имитаций в вещах бюджетных брендов, это неплохой способ получить классический образ Balmain, не тратя больших денег». «Девушкой Balmain» дизайнер назвал певицу Рианну, она же стала рекламным лицом бренда. Рустен экспериментирует с новыми техниками, материалами и отделкой. Например, в осенне-зимней коллекции 2018—2019 он впервые использовал латекс, пытаясь понять, как Balmain будет выглядеть к 2050 году.