Автобизнес онлайн
Существенное ослабление курса национальной валюты и режим чрезвычайного положения в связи с эпидемией коронавируса двойным ударом обрушились и на казахстанских автодилеров. Какова ситуация у официальных импортеров автомобильных брендов на данный момент? Как они работают при закрытых автоцентрах, каким образом планируют пересматривать ценовую политику и какие перспективы для бизнеса видят в сложившейся ситуации? Об этом и многом другом мы побеседовали с руководителем одной из крупнейших компаний на авторынке Казахстана, генеральным директором КМК «Астана Моторс» Бекнуром Несипбаевым.
- Бекнур Муратович, как ваша компания функционирует в условиях карантина? Что изменилось сейчас по сравнению с обычным режимом работы?
- На сегодняшний день дилерские центры компании «Астана Моторс» в городах, где введен режим карантина, закрыты для обслуживания и приема клиентов. «Астана Моторс», так же как и многие на рынке, трансформирует привычный офлайн-бизнес в новый онлайн-формат. Консультация клиентов проводится специалистами посредством телефонов, виджетов обратной связи с сайтов, мессенджеров и социальных сетей. Размещенные на сайтах дилеров конфигураторы и 3D-визуализация позволяют клиенту определиться с комплектацией и опциями. В случае необходимости видео или обзор конкретного автомобиля высылается клиенту в удобном формате. Мы стремимся работать «по полному циклу» – с бронированием, регистрацией и документацией, удаленным кредитованием, сервисом и доставкой приобретенных автомобилей.
- Может быть, внедряются еще какие-то новые подходы и инструменты в работе с клиентами?
- Наша компания не отправляет своих клиентов в банк для открытия счетов и организации переводов на наши расчетные счета. Сейчас совместно с ведущими банками страны мы дорабатываем процесс оплаты посредством интернет-эквайринга. Клиенту не нужно никуда идти, на свой телефон или компьютер он получит ссылку для оплаты и совершит платеж банковской картой. Также мы ведем работу совместно со спецЦонами по интеграции онлайн-постановки на учет автомобилей и очень надеемся на успешное решение вопроса в ближайшее время.
- Изменились ли цены на автомобили в наличии? Насколько и когда вырастут цены на вновь импортируемые авто?
- В целом поднятие цен на авторынке неизбежно как на ввозимые, так и на производимые в РК авто. Так как все импортируемые из других стран автомобили и автокомпоненты для производства приобретаются за валюту. Размер повышения стоимости, конечно, зависит от курса валют, на который мы повлиять не можем. Корректировка цен зависит от объема стоков, которые есть у дилеров. Безусловно, как мы проходили это ранее в кризисные годы, прилагаются все усилия, чтобы по возможности сделать повышение цен на автомобили более плавным.
На производимые у нас автомобили Hyundai цены пока не меняются, так как у нас есть достаточное количество машинокомплектов. На марки авто, импортируемые не из стран ЕАЭС (Германия, Япония), мы были вынуждены поднять цены. Автомобили, импортируемые из стран ЕАЭС, которые куплены по старому курсу и имеются в наличии, останутся с прежним ценником, а на новые поставки данных брендов цены будут пересмотрены. Компания прилагает максимум усилий по сдерживанию цен, разрабатываются новые программы с банками, нашей собственной микро кредитной организацией, а также с заводами-изготовителями.
- Как нынешняя ситуация влияет на строительство автосборочного завода Hyundai в Алматы? На какой стадии сейчас находятся работы? Будут ли перенесены сроки запуска завода?
- Мы двигаемся по графику. На данный момент завершаются строительные работы в цехах сварки, окраски пластиковых деталей, лакокрасочном цехе и на складе запасных частей. У нас возникли некоторые сложности с прибытием из Южной Кореи специалистов для монтажных работ, но мы пытаемся найти пути решения и планируем открыть завод в сентябре этого года.
- Есть мнение, что кризисные периоды, в том числе, открывают перед бизнесом новые возможности? В чем вы их видите в нынешней ситуации?
- Сложившаяся ситуация заставляет всех пересмотреть бизнес-процессы, но в то же время открывает нам новые горизонты и бросает вызов тем проектам, на осуществление которых, как нам казалось, нужны раскачка и некий системный подход. Большой акцент будет сделан на развитие продаж автомобилей с пробегом, ожидается, что в данном сегменте спрос возрастет. Проекты по строительству автомобильных хабов в Алматы и Нур-Султане будут продолжаться, также будем развивать уже существующий хаб в Алматы. Все бизнес-процессы будут оптимизированы для работы в онлайн-формате. Раньше, когда уровень диджитализации в стране еще не был на таком уровне, нам не удавалось в короткие сроки внедрять новые технологии. Сейчас мы уже видим, что и наши сотрудники, и клиенты быстро адаптируются к меняющимся условиям рынка, и новая система интегрируется в нашу работу достаточно легко.
- Что может стать вашим преимуществом в такой сложный период?
- Нашими конкурентными преимуществами были и остаются профессиональная команда, широкая дилерская сеть, готовность к инновациям и быстрое принятие решений.
Нам необходимо выдержать это испытание, не сократив рабочие места. В отличие от других компаний, которые сокращают штат и отпускают людей в отпуска без содержания, «Астана Моторс», можно сказать, берет удар на себя и заботится о сохранении рабочих мест. Многих мы перевели на удаленную работу, для некоторых позиций действует режим «простоя», но и тем, и другим компания оплачивает 50% зарплаты, а также предоставляет оплачиваемые отпуска. Сейчас мы, безусловно, пересматриваем свои бизнес-процессы и функционал сотрудников, обсуждаем перспективы: к примеру, при сокращении спроса на новые авто менеджеры отдела продаж новых автомобилей могут стать менеджерами по продажам авто с пробегом. Мы ценим своих сотрудников и сделаем все, чтобы помочь команде пережить это трудное время.
Цены волнуются раз
С ослаблением курса тенге в Казахстане, как правило, повышаются цены на все импортные товары, в том числе и на автомобили. Какова ситуация у официальных дилеров на данный момент?
Действительно, некоторые автодилеры уже успели поднять цены в тенге. Здесь больше других отличился бренд Kia: цены на модели Picanto, Cerato, Soul, Sorento и К900 выросли на 16-19%. Популярная на казахстанском рынке Toyota подорожала куда умереннее: Corolla, Camry, C-HR, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 прибавили в цене лишь 1-3%. «Народная» Lada также прибавила 1-4% на модели Vesta, Xray и Largus. А вот модель 4х4 (классическая «Нива»), напротив, подешевела, причем заметно – на 11%. Соперник Lada в сегменте бюджетных автомобилей, узбекский Ravon подорожал значительнее: R3 Nexia на 12%, R4 – на 11%. Корейский Hyundai в целом сохранил цены на прежнем уровне. Из всех моделей чуть подорожала лишь Elantra (+3%). Зато Creta и новая Sonata даже подешевели – на 4% и 11%, соответственно. В случае с Sonata это связано с изменением в базовой комплектации.
Новый G80
Дизайн корейских автомобилей сейчас на подъеме. Очередное тому свидетельство – новый Genesis G80. Кто-то его сравнивает с Audi A7, кому-то он напоминает Mercedes CLS... Мы лишь отметим, что это один из лучших седанов с точки зрения дизайна за последнее время. Не корейский, а вообще. В нем есть все, чего ждешь от крупного премиального седана: стать, грация и свой стиль. А также шикарный, современный салон с оригинальными фишками.
Вторая генерация G80 выполнена в свежем фирменном дизайне премиум-бренда от Hyundai, который уже примерили обновленный флагман G90 и новый кроссовер GV80. Визитной карточкой Genesis стали большой клиновидный щит передней решетки и двойные полоски фар и фонарей, которые гарантируют стопроцентную узнаваемость в потоке. Тему двух полосок продолжают и решетки на передних крыльях. Новый седан сохранил классический силуэт со сдвинутым назад салоном и дополнительными окошками в задних стойках. Но формой кормы с покатой крышей, плавно переходящей в короткий багажник, он теперь похож на фастбэк.
Колесная база со сменой поколения не изменилась (3010 мм), а длина выросла всего на 5 мм (до 4995 мм). Но новинка стала на 35 мм шире (1925 мм) и на 15 мм ниже (1465 мм) предшественника. Новый кузов на 42% сделан из сверхвысокопрочных сталей и на 19% из алюминия. Он на 6% жестче прежнего.
Интерьер G80 напоминает, но не копирует кроссовер GV80. Наиболее заметные отличия – дизайн руля, центральной консоли и дверных панелей. Седан также имеет виртуальные приборы, широкоформатный дисплей мультимедиа диагональю 14,5 дюйма и вращающуюся шайбу вместо традиционного селектора «автомата».
Среди опций отметим систему дистанционной парковки, мультиконтурные передние кресла с пневмокамерами, аудиосистему Lexicon с активным подавлением шумов, панорамную крышу, систему контроля усталости водителя и до десяти подушек безопасности, включая центральную, которая раскрывается между передними сиденьями, предотвращая столкновение водителя и пассажира. Кроме того, предлагается адаптивный круиз-контроль с функцией автоматической смены полосы во время движения по трассе. Его электроника получает данные не только от камер и датчиков, но и от навигационной системы.
G80 базируется на той же новой платформе, что и GV80, – с продольным расположением двигателя, базовым задним приводом и опционной полноприводной трансмиссией. Гамма силовых агрегатов включает бензиновые турбомоторы 2.5 (304 л.с.) и 3.5 V6 (380 л.с.), а также турбодизель 2.2 (210 л.с.). Коробка передач у всех – 8-скоростной «автомат». За доплату доступна адаптивная подвеска.
Продажи нового Genesis G80 в Корее должны начаться в конце апреля по цене от $43 000.