Презентация закона о кино, звезда турецких сериалов и новые фильмы
АВТОР

04.07.2019 • 15:49 2825

Презентация закона о кино, звезда турецких сериалов и новые фильмы

Как в Нур-Султане проходит XV кинофестиваль «Евразия»

XV, юбилейный кинофестиваль «Евразия» прошел в слегка обновленном формате – во-первых, сменилось руководство: в этом году президентом стал известный режиссер Ермек Турсунов. Как он и обещал в СМИ, фестиваль стал «рабочим» - популярных кинозвезд из-за границы в этом году было мало. Главной звездой стал кумир женщин от 15 до 70, актер популярных турецких сериалов Бурак Озчивит («Великолепный век», «Королек – птичка певчая», «Черная любовь»).

Надо сказать, что красная дорожка «Евразии», прошедшая испытание звездами разной величины: от Эдриана Броуди, Николаса Кейджа, Венсана Касселя до Жан-Клода Ван-Дамма, впервые пала - не выдержала народной любви к турецкому красавцу. На открытии поклонницы прорвали кордон, и охрана Бурака еле отбила его от фанаток. Бурак такой горячей встрече был только рад – с удовольствием фотографировался со всеми желающими, а на пресс-конференции все время подчеркивал общие тюркские корни, близость наших культур и заявил, что счастлив узнать, что как раз таки с Казахстана и началось шествие турецких сериалов по планете – именно нам турки впервые продали сериал.

8c2ed789d2c3d3c69f439f4a73f.jpg

Также отметились на «Евразии» и российские актеры: Дмитрий Дюжев и Антон Макарский. Дюжев даже похвастал на пресс-конференции, что он почти казахстанец – его мама, будучи в положении, 9 месяцев прожила в тогда еще Алма-Ате, но родился Дмитрий в Астрахани – мама выехала туда перед самыми родами.

Молодых казахстанских актеров на «Евразии», на удивление, было немного. Берик Айтжанов и Санжар Мади дали мастер-классы, а актрисы Динара Бактыбаева, Дина Тасбулатова, Асель Сагатова, Карлыгаш Мухамеджанова были приглашены только на красную дорожку. Зато ветеранский состав был во всей красе: режиссер Сатыбалды Нарымбетов, актеры Асанали Ашимов, Меруерт Утекешева, Нуржуман Ихтымбаев, Нурлан Санжар и другие.

Кто в конкурсе?

Конкурсная программа кинофестиваля «Евразии» этого года состоит большей частью из фильмов, которые уже были отмечены или отобраны в программу крупнейшими фестивалями. Есть здесь картины, впервые показанные на Берлинском кинофестивале, – «Золотая перчатка» Фатиха Акина, Каннском кинофестивале - это фильмы программы «Особый Взгляд» этого года: «Дылда» российского режиссера Кантемира Балагова и «Возвращение домой» украинца Наримана Алиева. Неожиданно в одном конкурсе с ними лента совсем из другой весовой категории, победитель Каннского кинофестиваля этого года, фильм, получивший «Золотую Пальмовую ветвь», – драма «Паразиты», которую снял кореец Пон Чжун Хо.

Казахстан на «Евразии» представляет победитель Московского кинофестиваля этого года – драма «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, Россию – якутский фильм «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, показанный на Шанхайском и Московском кинофестивалях. Из Кыргызстана приехала картина «Аврора» Бекзата Пирматова, которая была в основном конкурсе Пусанского кинофестиваля. Всего в конкурсе 12 картин из разных стран, в том числе это копроекты: Франции, Австралии, Македонии, Бельгии, Хорватии, Словении, а также фильмы из Израиля и Италии.

Презентация нового закона о кино

И все же главным событием кинофестиваля XV кинофестиваля «Евразия» стали не визиты звезд, не их мастер-классы и пресс-конференции, не конкурсная программа и даже не закрытые показы новых казахстанских фильмов (был, например, показан «Шыракшы» Ермека Турсунова), а презентация Закона РК «О кинематографии», принятого в январе этого года. О преимуществах нового закона и о том, как он изменит отечественную киноиндустрию, рассказала директор департамента юридической службы, и. о. ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова. Во-первых, благодаря закону о кинематографии стало возможно создание новой, специально созданной структуры, призванной помогать отечественным кинопроектам, – Государственного центра поддержки национального кино, который возглавил Андрей Хазбулатов. Представление этого проекта также состоялось в рамках «Евразии».

af4e3bb6d266e695914319d0340.jpg

Чем займется Государственный центр поддержки национального кино?

Одна из главных задач центра - отбор кинопроектов, претендующих на звание национального фильма, а значит, господдержку. Раньше этим стратегически важным вопросом единолично занимался «Казахфильм», теперь отбором таких проектов и распределением средств между ними будет заниматься Государственный центр поддержки национального кино, а «Казахфильм» станет лишь национальной продакшн-компанией и производителем кино. Для отбора фильмов центром будут регулярно проводиться питчинги (это презентации будущих проектов). Первый питчинг, организованный новым центром в Алматы, уже прошел – поступило около 100 заявок. Специальный экспертный совет (в него вошли 14 человек под председательством Асанали Ашимова) проверил претендентов на предмет соответствия критериям национального кино и наличия художественной ценности. Претендентов, прошедших отбор и утвержденных советом, отправили на дальнейшее рассмотрение – в Межведомственную комиссию при Правительстве РК. По результатам двух комиссий будут приниматься решения по поддержке того или иного проекта.

Уже решено, что теперь в полном объеме будут финансироваться только фильмы, имеющие высокую социальную значимость.

«В первую очередь это исторические картины, направленные на воспитание подрастающего поколения, патриотическое кино, фильмы-события, документальные, анимационные и дебютные картины. Все остальные фильмы, так называемые коммерческие проекты, будут финансироваться частично на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов. К примеру, при рассмотрении заявок одним из критериев отбора кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя», – отметила г-жа Сеитова на пресс-конференции.

Напомним, что ранее независимые продюсеры, снимавшие коммерческое кино в Казахстане, не могли рассчитывать ни на какую поддержку со стороны государства. Теперь – могут.

Заработает система рибейтов - будут возвращаться 30 процентов потраченных средств.

Государственный центр поддержки национального кино будет заниматься не только отбором заявок и помогать в распределении бюджетных средств, но и приложит все усилия для продвижения казахского кино и привлечения в отечественную киноиндустрию иностранных инвесторов. В новом законе о кинематографии есть революционное для снятого в Казахстане кино новшество – для облегчения работы иностранных кинокомпаний в нашей стране им создаются привлекательные условия: при размере инвестиций в кинопроект не менее миллиона долларов компаниям будут возмещены до тридцати процентов стоимости товаров, работ и услуг, связанных с производством фильма на территории РК. Только нужно учесть, что система рибейтов будет работать только в том случае, если будет казахстанский контент: к примеру, если при подготовке фильма задействуют наших специалистов, если страховка, билеты и прочее будут куплены через Казахстан, то есть компания продемонстрирует вовлеченность в казахстанскую экономику. Фильм, снятый иностранцами с участием только зарубежных звезд и специалистов, а также не предполагающий развития событий в Казахстане, воспользоваться системой возврата средств не сможет.

Еще одно важное новшество - для кинопроизводителей введено освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) при производстве национальных фильмов, а при прокате национальных фильмов правообладатели фильма и прокатные компании освобождаются от корпоративного подоходного налога (КПН). Нужно только понять, что же такое «национальное кино»?

Согласно статье 13 закона о кинематографии «национальным» может считаться фильм, созданный на высоком художественном уровне, способный удовлетворять духовные потребности народа, служащий государственным интересам, а также узнаваемости Республики Казахстан через искусство кино. При производстве, распространении и показе национальных фильмов не менее семидесяти процентов общего объема работ по смете должны осуществлять кинематографические организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан. Продюсерами фильма должны являться граждане Казахстана и (или) юридическое лицо, зарегистрированное на территории нашей страны. В состав авторов национального фильма (автор сценария, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор музыкального произведения) должны входить не более чем пятьдесят процентов лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан. Как отметила г-жа Сеитова, на статус национального фильма могут претендовать как государственная кинокомпания, так и частные продюсеры. Картина, снятая совместно с иностранными кинематографическими организациями, также может быть признана национальной.

По словам разработчиков проекта, данная система успешно работает во многих странах мира. Благодаря рибейтам, налоговым льготам, преференциям для иностранных кинопроизводителей многие страны, такие как Венгрия, Румыния, Чехия, Хорватия, Эстония, активно привлекают инвесторов и крупных кинопроизводителей в свою страну.

«Это не только приток капитала, но и создание новых рабочих мест, использование новых технологий, развитие инфраструктуры и киноиндустрии в целом», - отмечали на пресс-конференции.

Все эксперты уверены - для того чтобы снимать масштабное кино с ведущими кинопроизводителями мира, в Казахстане есть все условия: уникальный ландшафт, климат с ярко выраженными четырьмя временами года и необходимые специалисты.

«После визита главы государства в США в январе этого года Ассоциация киноиндустрии Америки озвучила заинтересованность Голливуда и американских компаний в проведении съемок в Казахстане. Уже сейчас есть определенные договоренности с партнерами не только из Америки, но и Болливуда, Турции, России», - заинтриговала публику директор департамента юридической службы, и. о. ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова.

Система привлечения иностранных кинокомпаний в Казахстан уже работает - гостями «Евразии» в этом году стали американские продюсеры, которые уже выехали на осмотр локаций в Алматинской области, после чего они поедут в еще один кинематографически богатый регион – Мангыстау. Результатами поездки продюсеры поделятся к концу фестиваля.

Также в рамках этой презентации были подписаны меморандумы о сотрудничестве с «ТатарКино», «Беларусьфильм», «Узбекфильм», «Кыргызфильм» им. Т. Океева и «Грузия-фильм». Стороны намерены оказывать содействие друг другу в организации кинопроизводства, продвижении и дистрибуции кинопродукции, организации киносъемочного процесса, всестороннем сотрудничестве и развитии международных и культурных связей.

9c705fa8395bcd0689beb139eb7.jpg

Возврат средств в казну

Поскольку такие события, как принятие закона о кинематографии, действительно большая редкость, остановимся еще на нескольких пунктах. Благодаря ему впервые предусматривается возможность возврата затраченных государством средств обратно в казну. Те, кто получил полную финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов, будут обязаны осуществлять отчисления в Государственный центр поддержки кино с доходов (примерно около 20%, от проката). Все возвратные средства будут направлены на производство нового кино.

Создание единой автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов

Одно из важных принятых новшеств - это создание единой автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов. Почему это важно? По словам Кумис Сеитовой, на сегодняшний день роль государства в процессе мониторинга кинорынка была ограничена одной функцией - выдачей прокатного удостоверения на фильм и присвоением ему возрастного индекса. Единой базы по количеству ввозимых на территорию страны фильмов, периодичности и приоритетности их показа, не было. Кроме того, не существовало единого источника информации по количеству ежедневных сеансов, проданных билетов, из-за чего оценить кинопроизводственную и кинопрокатную деятельность было сложно. После внедрения этой системы в жизнь у производителей кино и дистрибьюторов появится возможность мониторить прокат по всей стране, а значит, получать аналитические данные, заранее планировать свои маркетинговые кампании и получать объективные цифры с проката. Самое главное, что получает прокатный рынок, – прозрачность.

Дубляж фильмов на новом уровне

Благодаря новому закону у госорганов появилась наконец возможность контролировать дубляж фильмов. Сегодня в страну ввозится не менее 300 зарубежных фильмов. Раньше весь их прокат производился без версии на казахском языке. Это объяснялось высокой стоимостью, ведь затраты на профессиональный дубляж фильмов в разы превышают доходы от проката картин в Казахстане. Теперь же законом введена обязательная норма перевода на казахский язык – это может быть дубляж, закадровый перевод фильмов или как минимум субтитрирование. По словам представителей Министерства культуры и спорта, это международная практика – к примеру, в Китае или США иностранные фильмы обязательно выходят с субтитрами на языке их страны.

Как будет работать закон о кинематографии, в Казахстане еще пока непонятно, но гигантский шаг сделан, база заложена. А фестиваль «Евразия» продолжается, итоги его будут подведены 6 июля в Нур-Султане.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кинофестиваль кинофестиваль Евразия

04.07.2019 • 15:49 2825

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Презентация закона о кино, звезда турецких сериалов и новые фильмы
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика