Чем Казахстан и иностранные туристы могут удивить друг друга?
Пустующие земли, только высокие пики и самостоятельность
Последние несколько лет правительство Казахстана прикладывает немало усилий для развития въездного туризма. На ведущих телеканалах, в социальных сетях и на радио активно появляются ролики о туристических возможностях. Немаловажную роль для развития туризма в Казахстане сыграла и успешно прошедшая выставка EXPO-2017. Для того чтобы понять, что привлекает в Казахстан иностранных туристов и почему они предпочитают путешествия по окрестностям экскурсиям по городу, деловой еженедельник «Капитал.kz» поговорил с гидом-водителем по Алматинской области Евгением Каримовым.
С чего все началось?
Я всегда интересовался природой Казахстана, много путешествовал на автомобиле и неплохо ориентировался в географии как области, так и республики. И все получилось, как это бывает почти всегда, совершенно случайно. Мне позвонили и предложили работу гидом-водителем для иностранных туристов. Я не видел причин для отказа, ведь это совмещение приятного с полезным. А, как известно, если занимаешься любимым делом, еще и получаешь за это деньги – это работа мечты. А тут как раз прошла выставка Astana EXPO-2017, которая сыграла большую роль для развития туризма. За рубежом узнали о существовании Казахстана, ознакомились с природными особенностями страны и стали приезжать. Сейчас я могу сказать наверняка, что количество иностранных туристов в горах Алматы существенно выросло.
Страны-лидеры: откуда едут туристы?
Одну страну выделить нельзя, туристы едут со всех уголков планеты и всех примерно равное количество. Несколько гостей было из Австралии, немало американцев, канадцев, Юго-Восточная Азия присылает своих представителей и, конечно, немало путешественников из Европы. Самое интересное, все они – именно туристы, а не находящиеся в нашей стране командированные специалисты. Это люди, которые целенаправленно едут в Казахстан, чтобы посмотреть наши природные достопримечательности.
Климат благоволит?
Климатические особенности Казахстана таковы, что высокий туристический сезон возможен только с середины весны и до середины осени. Отсюда следует, что летом туристов очень много – можно ездить каждый день. Этим летом так и было. Конечно, я не один, помимо меня есть и другие гиды-водители, а также переводчики, и все мы были на выездах. В сентябре начался резкий спад, поскольку осень вступила в свои права буквально с первых дней сентября, приходилось некоторые поездки даже отменять. А зима, как обычно, станет мертвым сезоном. Это, кстати, основная проблема: страна хорошо прорекламирована как место летнего отпуска, зимний же Казахстан миру неизвестен, хотя у нас можно отдыхать круглый год. Основные места, посещаемые туристами, пригодны для поездок в любой сезон, так как они оборудованы отапливаемыми гостевыми домами. Но иностранцы, если едут в Алматы зимой, то только на горнолыжные курорты, а потенциал гораздо шире.
Туристические байки, или Чем могут удивить иностранные туристы казахстанцев?
Люди разные и по-разному относятся к тому, что видят. Многие иностранные путешественники удивляются, что у нас очень много земли пустует. Один турист сказал: «Будь у меня в личном пользовании хотя бы десять процентов тех пустующих площадей, что я вижу из окна автомобиля в Алматинской области, то я был бы самым успешным фермером». Он, конечно, не понимает, что эта площадь не находится в чьем-то личном пользовании, она принадлежит государству, и приватизировать ее не так-то просто, но тем не менее…
Что же удивило лично меня, так это то, что многим иностранцам мало интересны наши горы. Да, красиво, говорят они, но горами их не удивить. Иной раз приходилось пользоваться «тяжелой артиллерией» – специально делать небольшой круг и показывать самый высокий пик страны – Хан-Тенгри, а ведь этот пик в высоту 6995 метров, он выше любой вершины обеих Америк, Европы и Африки. А если этого было мало, то показывал: «Вон, смотрите чуть правее – это вершина пика Победы, но она находится на территории соседнего Кыргызстана, высота его – 7439 метров». Тут-то они начинали восхищаться.
В целом все они люди, а как людям и свойственно – все они разные, многие из них хотят быть пешими туристами, но подняться даже до второго Кольсайского озера не всегда могут. Туристы уставали, и приходилось возвращаться.
А что самое удивительное – почти все они не строили из себя великих белых господ, охотно принимали участие в туре. И вопреки бытующему мнению о том, что иностранцы не приспособлены к трудностям, немало людей вполне самостоятельны. Для них не составляет проблемы развести костер, поставить палатку, предложить свою помощь, если видят, что мы «зашиваемся». Причем помощь может быть абсолютно разная, вплоть до мытья посуды в реке. Или вот, например, один турист не дал мне заменить порезанное на камнях колесо. Так и сказал: «Где, как ни здесь, я смогу сам поменять колесо?» – и принялся за работу. Есть и те, которых мы называем безбашенными. Один гость вечером прилетел в Астану, сел на поезд, утром прибыл в Алматы и сразу уехал с нами в дневной тур. А вечером сразу мы отвезли его в аэропорт, там он привел себя в порядок и улетел в Германию.
Какова стоимость услуг?
Туризм – вообще дорогое удовольствие. Конкретной цены за тур нет – она высчитывается индивидуально, все зависит от дальности поездки, от количества дней в туре, от личных пожеланий и т.д. Но, ориентировочно, от $150 в сутки с человека. В эту стоимость входит все что требуется: питание, транспорт, проживание, личный гид, переводчик и т.д. Но для иностранного туриста цена в $150 не так велика, это для наших туристов дорого, так как рост курса доллара затронул абсолютно всех. Кстати, именно поэтому мы предлагаем свои услуги иностранцам, наших же туристов возим только по личной рекомендации друзей, но это редкость. Если говорить о том, растет ли спрос, не могу ответить однозначно, туризм у нас сезонный – летом туристов очень много, зимой – мало.
Какова реальность: оправдал ли Казахстан «иностранные» ожидания?
Все как один говорят, что Казахстан нравится, природа красивая, но города интересуют мало. Достаточно проехать из аэропорта до центра города, чтобы отказаться от городской экскурсии в пользу выезда за его пределы. Да и статистика такова: на одну экскурсию по городу приходится едва ли не двадцать выездов на природу. Что не нравится иностранцам? В первую очередь – большие расстояния. Это для нас отмахать 400-500 км – мелочи, как говорится, «для бешеной собаки 100 километров – не круг», для них же это как проехать через две страны. Все было бы ничего, если бы дороги были такого же качества, как в Америке или Европе. Но, увы… Некоторые прямо спрашивали: «У вас что, была война? Почему дороги такие плохие?» Конечно, это не касается всех дорог, трассы сегодня в хорошем состоянии, но мы ведь говорим об отдаленных местах отдыха.
«У вас что, была война? Почему дороги такие плохие?»
Еще одна проблема, и она очень важная, – это туалеты. Нам приходится предупреждать наших клиентов, что в стоящее у парковки заведение лучше не заходить, если можно потерпеть, то лучше терпеть, либо где-то на трассе сбегать в кусты. Сначала не верят, потом с разными выражениями лиц выходят и дальше уже советуются, куда можно зайти, а куда не стоит…
И последнее: к сожалению, есть люди, которые, пользуясь их незнанием языка, пытались обмануть гостей в магазинах. Иногда это удавалось, поэтому приходилось ругаться с продавцами.
Если же говорить о том, оправданы ли ожидания, то Казахстан не может не удивлять, ведь у нас есть и горы, и степи, и леса. Все это рядом, и за день можно увидеть все. Поэтому, конечно, уезжают они довольные. На сайте TripAdvisor очень много положительных отзывов о подобных поездках.
Можно ли провести параллели между представителями разных стран?
Все люди одинаковые, другой вопрос, насколько мы готовы общаться с представителями разных стран. Здесь и языковой барьер может присутствовать, и культурная разница. Особенно легко находить общий язык с немцами, французами и американцами. У нас даже шутки и афоризмы одинаковые. Как-то в одном месте дорогу перекрыли, мы поехали по азимуту в объезд. И когда я сказал, что все великие приключения начинаются со слов «я знаю короткую дорогу», американец, сидевший на пассажирском сиденье, ответил, что у них есть такое же по смыслу выражение. Такие примеры не единичны.
Что их всех объединяет – так это любознательность, они все с жадностью поглощают полученную информацию, интересуются всем, что видят вокруг, задают много вопросов. Были случаи, когда представители Японии и Кении не проявляли вообще никаких эмоций. Молча садились в машину, молча ехали, молча гуляли и так же молча возвращались в город, как будто маски на лицах. У меня был немой вопрос: «Зачем вам все это, ребята?», но я просто делал свою работу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.